Темы: Изучение Торы, Шмини, Рассказы
«Вот действие, которое заповедал Б-г: делайте, и явится на вас слава Б-жья» (9:6). Наш учитель раби Бен Иш Хай привел притчу о тех наших заблуждающихся братьях, которые говорят: «Мы верующие, хорошие евреи, но мы не так уж тщательны в исполнении заповедей. Ну и что? Ведь главное — это сердце!» Это страшная ошибка. Хорошее намерение — это прекрасно, но только если к нему добавляется действие заповеди. Без этого оно ничем не поможет!
Притча о человеке, которому жена приготовила курицу, наполненную рисом. Он попробовал и заявил: «Здесь не хватает приправ и перца».
Женщина подумала: если уж он так любит приправы — он их получит.
На следующий день она подала ему курицу, целиком наполненную перцем и приправами. Естественно, ее было невозможно есть.
Жена спросила: «Почему ты не ешь? Я ведь выполнила твою просьбу».
Он ответил: «Глупая! Приправы хороши, когда смешаны с рисом и мясом, но сами по себе они не пригодны для еды!»
Так и намерения сердца — они прекрасны, когда украшают действия заповедей, но не когда остаются сами по себе.
Об этом и сказано в нашей недельной главе: «Вот действие, которое заповедал Б-г: делайте» и именно благодаря действию «явится на вас слава Б-жья».
Не изучение главное, а действие. В категорию действия также входит научить всякого, кто нуждается в помощи, даже единственной строке из Танаха, единственной мишне или листы Гмары. Наши мудрецы описывают тяжелое состояние в отношениях между людьми, царившее в Иерусалиме перед разрушением Храма. Вот что говорит об этом Мидраш (Эйха Раба 1:33): «Человек говорил своему товарищу в Иерусалиме: помоги мне прочесть один лист, а тот отвечал: нет у меня сил на это. Помоги выучить одну главу — а тот отвечал: нет сил на это. Святой, благословен Он, говорил им: Наступит час, и Я сделаю вам так: вы пойдете без сил перед преследователем».
Человек обращался к другу и просил: «Пожалуйста, сделай одолжение, выучи со мной лист Гмары». А тот отвечал ему: «Ты пришел не вовремя, сейчас у меня нет сил!» Он подходил к другому и уговаривал: «Может, сделаешь мне милость, научишь меня главе из Мишны?» Но и второй человек отталкивал его: «Я сейчас занят, зайди в другой раз».
Всевышний говорил на это: «Он попросил тебя уделить ему немного времени и научить его одному листу, одной мишне или одному комментарию раби Акивы Эйгера. Но ты уклонился от этого, заявив, что у тебя нет сил… Поэтому, по принципу мера за меру, с тобой исполнится написанное: “Пойдут без сил перед преследователем” (Эйха 1:6). Тебе, лишенному сил, придется убегать от врага».
Был случай с аврехом, который пришел к Хазон Ишу и рассказал, что его отец недавно умер. Теперь же он хочет устроить фонд денежной помощи нуждающимся евреям ради вознесения души отца. Аврех завершил свою речь вопросом: стоит ли осуществлять эту инициативу?
Хазон Иш, который, по-видимому, знал этого авреха, ответил ему следующими словами: «Если хочешь услышать мое мнение, я скажу тебе сделать нечто такое, что в десять раз лучше поможет душе твоего отца. Возьми парня с низкими способностями, которому трудно в учебе, и которому в данный момент не с кем учиться в паре. Занимайся с ним каждый день час или два, пробуди в нем желание к изучению Торы. Постепенно, в течение недели или двух, а может быть, месяца или двух, этот парень почувствует сладость Торы. Со временем, с Б-жьей помощью, он захочет изучать ее все больше. Такие дети вырастут и превратятся в настоящих мудрецов, а впоследствии они сами построят семьи согласно Торе, будут воспитывать своих потомков, чтобы те изучали ее. Тогда Тора целой семьи станет заслугой для души твоего отца».
Даже юноша, который не стоит в первом ряду ешивы и обладает не слишком блестящим умом, может стать мудрецом и вырастить целую семью знатоков Торы. Требуется лишь, чтобы кто-нибудь вложил в него немного времени и дал ему вкус в учебе. Тогда учение всех его детей, внуков и правнуков, которые родятся у него в будущем, станет заслугой того, кто посвящал час или два в день, чтобы помочь ему на этом пути.
Таким был чудесный совет Хазон Иша, прозрение настоящего гения!
Народ Израиля научен тому, что Тора и милосердие переплетаются вместе, как говорит Гмара (Сукка 49 б): «"Уста открыла в мудрости, Тора милосердия на языке ее" — разве есть Тора милосердия, а есть Тора не милосердия? Но если обучать Торе, тогда она будет милосердием, а если не обучать — не милосердием».
В большинстве случаев, молодым юношам не удается делать так уж много милосердия другим людям. Как правило, их обеспечивают родители, и у них нет ничего, что они могли бы дать другим. Какое же милосердие молодой парень может совершить для другого? Ответ таков: «Учение жизни и любовь к добру».
Хазон Иш, конечно же, не отрицал денежный фонд для помощи бедным. В Бней-Браке знали, что он сам доставал много денег для учащихся и для обедоленных. Никто не знал, откуда у него деньги, а сам он не хотел получать выгоду от других. Но были отдельные люди, от которых он соглашался принимать деньги. Для всякого же святого дела он был первым, кто соглашался дать.
Но когда человек ищет заслуг для себя или для души своего родственника, лучший способ — помогать слабому ученику возвышаться и расти в Торе (Маасе Иш).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский