Выступает рав Аарон Тойсиг.
Прислушайтесь и узнаете историю, которую поведал мне глава ешивы Сарт, автор книги «Биркат Моше». В ней рассказывается о раби из Скольна, с которого мы можем взять пример того, как человек живет не ради себя, а ради других.
Раби из Скольна, благословенна его память, помимо его святости и праведности, всей душой был предан тому, чтобы спасать еврейских детей и вызволять их из монастырей, куда они попали в период Холокоста, чтобы сбежать от когтей нацистов.
Во время катастрофы именно эти соседи-неевреи с благими намерениями предложили своим еврейским соседям отдать им своих детей вместо того, чтобы нацисты забрали их в Аушвиц и убили. Они увели этих детей в монастыри, и там они стали расти как христиане во всех отношениях.
Раби всецело отдавал себя, в полном смысле слова, неоднократно вставая перед такими людьми, которые были готовы стрелять в него. Но он раскрывал им свое сердце и говорил: «Можно стрелять! Я не боюсь!» Он входил в монастыри, указывал на одного ребенка, на второго, и говорил: «Это мой родственник, и этот тоже, и третий, и четвертый — они мои родные».
Настоятели монастырей спрашивали: «Как такое возможно, чтобы десятки детей все были тебе родственниками?»
Но Б-г сверхъестественным образом давал нашему раби помощь свыше, и тот отвечал им: «Вы ведь служители церкви и знаете Танах. А что в нем написано? “Сынам Израиля — народу родственному Его” (Теилим 148:14). Сыны Израиля — все родственники!» Сотни детей, лишенных родителей росли на коленях у раби, который заботился о них верно и преданно.
Раби из Скольна переехал жить в Бухарест в Румынии, там он имел обычай печь мацу накануне Песаха и раздавать ее всем евреям, чтобы дать им заслугу выполнения заповеди есть мацу. Каждый год он раздавал сотни лепешек мацы, каждой семье давал по три штуки.
Вот что рассказывал мне автор «Биркат Моше»: мой отец, раби из Сарта, автор книги «Мекор Барух», отправил меня к раби из Скольна, когда я был четырнадцатилетним парнем. Он сказал мне: «Мойшеле! Скажи Скольнер-ребе, чтобы он дал тебе шесть штук мацы, а если он согласится дать только три — скажи, что я не согласен». Я не понимал, что все это значит, но естественно, сделал все, как повелел мне отец. Я встал в очередь, и когда дело дошло до меня, произнес: «Я сын автора Мекор Барух. Папа сказал, чтобы ты дал мне шесть лепешек мацы».
Раби ответил: «Ты же видишь своими глазами всех этих людей, стоящих здесь в очереди. Расскажи про них своему отцу. Скажи ему, что я с большим трудом нахожу по три для каждого из них. Что я могу поделать?…»
«Я хорошо понимаю, о чем говорит раби, — ответил я, — но папа повелел мне ни в коем случае не соглашаться взять три мацы. Только шесть!»
Раби из Скольна был в смущении. Что делать? Ведь раби из Сарта так сказал!
Затем он обратился ко мне: «Если папа тебе так сказал, вот тебе шесть штук!»
Наступил вечер Седера. Вернулись из синагоги. Мой папа, раби из Сарта, прежде чем начать накрывать на стол, позвал меня и сказал: «Мойшеле! Возьми три мацы и пойди в дом к раби из Скольна. Скажи, что я послал ему три мацы, чтобы у него было на вечер Седера».
Я и в этот раз не понимал, что папа имеет в виду, но раз он так сказал, я сделаю.
Я пришел в дом к раби из Скольна. Десятки детей, у которых не было никого из родных, никакой опоры в жизни, сидели вокруг его стола, дожидаясь Седера.
Я подошел к сыну раби и произнес: «Мне нужно на минутку зайти к вашему отцу».
Тот ответил мне: «Папа крутится в своей комнате, как оголтелый. Если хочешь к нему войти — входи».
Я вошел к раби и произнес: «У меня есть послание от моего отца. Он сказал, чтобы я дал тебе три мацы, чтобы у вас было на вечер Седера».
В то же мгновение он выпрямился и ответил мне: «Ой! Теперь я понимаю мудрость твоего отца!»
Выяснилось, что раби из Сарта с самого начала предвидел, что Скольнер со всем его добродушием и праведностью совсем не будет думать о себе. Все его заботы будут обращены лишь к другим людям. Он раздаст всю мацу, не оставив себе ни одной!
И действительно, именно все так и произошло на практике: настал вечер Седера, а у самого раби вообще нет мацы!
Эта история потрясающая.
Ведь каждый человек, кто печет мацу, первым делом отложит в сторону три штуки для себя и лишь затем начнет раздавать другим. Это в любом случае огромное дело: раздать людям сотни лепешек мацы. Но сердце раби из Скольна было совсем другим: оно было направлено лишь к окружающим. О себе он вообще не думал. Все, что испек, он раздал людям, а себе не оставил.
Но и сердце раби из Сарта было другим. Он не стал просто брать три мацы, говоря: «Да будет мир тебе, душа моя», но почувствовал заранее, что будет происходить с раби из Скольна, и позаботился о нем.
Отсюда мы выучим глубокий нравственный вывод: мысли еврея, трепещущего перед Небесами, должны быть обращены не только на свои личные потребности, чтобы «у меня было», но и на то, чтобы «у другого было»! (Кводам шель Исраэль)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский