Темы: Отношения с родственниками, Иосиф, Ваехи, Семья, Оцарот, Муж и Жена, Помощь, Чтение для детей, Рассказы
«И утешал их, и говорил к сердцу их» (50:21). Йосеф испытал большое страдание как телом, так и душой, начиная с того момента, как его бросили в яму, и заканчивая тюрьмой. И тем не менее, праведный Йосеф не держал зла и не мстил своим братьям, и даже заботился о них и всех их семьях в годы голода. Йосеф принимал все свои страдания с любовью, и так успокоил и утешил братьев: «И сказал им Йосеф: не бойтесь, ведь разве вместо Б-га я? Вы задумали против меня зло, но Б-г задумал это во благо, сделав так сегодня, чтобы спасти жизнь большому народу. Теперь же не бойтесь, я прокормлю вас и ваших детей. И утешал их, и говорил к сердцу их». Поведение Йосефа на этой жизненной развилке свидетельствует о его возвышенных и благородных качествах.
Каждый из нас, если только поразмыслит о событиях своего прошлого, вспомнит разные происшествия, которые в свое время казались плохими и страшными, выглядели несчастьями и трагедиями, но в итоге выяснялось, что они были шагами по пути, который вел (и все еще ведет) к добру и благословению. Не случайно раби Йоханан вставал даже перед старцами из других народов, говоря: сколько чудес и знамений они видели за свою жизнь — несомненно, в них укоренилось осознание частного провидения! Это были именно старцы, поскольку им довелось увидеть всю цепочку событий до самой развязки и убедиться, что все ее этапы вели к благу.
Такое легко увидеть после события — оглянуться назад и признать. Это легко для каждого человека в отдельности и для всего народа — понять, когда пришло избавление, как написано: «С возращением Б-га на гору Цион тогда наполнятся смехом уста наши, а язык — ликованием».
Но лишь обладающие глубоко укорененной, прочной и закаленной верой способны ощутить это в период тьмы, на фоне трагедий и боли, да спасет нас Милосердный, — знать, что они находятся в надежных руках, и что есть, на кого положиться!
Известный писатель Хаим Валдер приводит следующий удивительный рассказ.
В добрый час мы готовились к свадьбе. У бабушки моего мужа Йосефа был обычай покупать для каждой невесты, которая вступала в семью, дорогое бриллиантовое кольцо стоимостью в пять тысяч долларов. И кто я такая, чтобы противиться этому обычаю? Я тоже «согласилась» продолжить традицию его бабушки и приняла красивое бриллиантовое кольцо, какого не видела никогда в жизни. Все похвалили кольцо, оно и в самом деле было удивительно красиво. Но к моему большому сожалению, во время семи благословений я его потеряла. Невозможно было описать досаду, с которой я обрушилась на саму себя, и не только из-за того, что это кольцо было таким дорогим, но и потому что мне было неловко перед моим новым мужем, перед его бабушкой, свекровью, да и вообще всеми его родными. Муж помогал мне искать кольцо по всей квартире, но мы ничего не нашли.
Со временем я почувствовала, что отношение со стороны семьи мужа ко мне охладело. Их взгляды обо всем мне говорили, им даже не приходилось ничего произносить вслух. «Маленькая девочка, которая не может ничего сохранить, на нее нельзя полагаться». Мои отношения с мужем тоже пострадали из-за этого кольца.
Четыре месяца спустя настал Песах. Мой муж одел фрак, который он носил на свадьбе. Среди учащихся ешивы был распространен обычай одевать фрак на праздники. Перед тем, как пойти на молитву в синагогу, он почувствовал что-то в кармане, протянул руку пощупать карман и нашел сокровище! Там оказалось пропавшее бриллиантовое кольцо!
«Не верю своим глазам!… Мне так жаль, я даже подумать не мог, что кольцо будет здесь. Пожалуйста, прости все неприятное, что ты пережила из-за меня».
С того дня мое положение в семье стало удивительным образом улучшаться, и на меня уже не смотрели как на девочку, которая все теряет. Уважение вернулось ко мне, и я могла поднять глаза от земли. Но, честно скажу, я не стала проявлять снисходительность к мужу и при каждой возможности упрекала его: «Вот маленький мальчик, который все теряет». Когда появлялось что-то важное, что нужно было сохранить, я дразнила его: «Дай, дай это сюда для большей сохранности».
Спустя шесть лет, я решила обновить свои украшения, но у меня не было денег, и я решила обменять бриллиантовое кольцо, причинившее такие страдания, на другой предмет. Взяла квитанцию за кольцо и пошла в магазин украшений, в котором бабушка мужа его купила. Продавец смотрел на кольцо и на квитанцию снова и снова. «Что-то случилось?» — спросила я с тревогой.
«Квитанция наша, но это не то кольцо!» — с уверенностью заявил продавец.
Я вышла из магазина в смятении. Придя домой, я стала копаться в документах мужа и внезапно нашла другую квитанцию на сумму пять тысяч долларов, датированную более поздним числом. Я вспомнила эти даты и поняла, что кольцо было куплено через четыре месяца после свадьбы. Теперь все стало понятно: мой праведный муж видел, что мои отношения с его семьей портятся из-за кольца. Поэтому он купил мне другое и разыграл представление, будто нашел его в своем фраке. Он взял деньги в долг, не ставя меня в известность, чтобы купить это кольцо. Чувства любви и счастья заполнили меня, но вместе с тем я ощутила и вину за все язвительное, что наговорила мужу с тех пор, как он «нашел» кольцо у себя. Когда муж вернулся из колеля в тот день, я рассказала ему все факты, и ему ничего не оставалось, кроме как согласиться.
Это история не только о бриллиантовом кольце, но и о золотом сердце и личных качествах, к которым стоит стремиться. Поистине, «плодоносный росток Йосеф»! (Шулхан Шаббат Арух)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его