Темы: Берешит, Оцарот, Муж и Жена, Чтение для детей, Рассказы
«Поэтому оставит человек отца и мать своих и прилепится к жене своей, и станут одной плотью» (2:24). Сказал Раба бар бар Хана: «Соединение их тяжело, как рассечение Тростникового моря» (Сота 2 а). Это вызывает удивление: к чему такое сравнение? Ведь там было рассечение моря, а здесь речь идет о соединении.
Чтобы решить эту загадку, зададим прежде другой вопрос: почему в святом языке бракосочетание называется «отрезанием союза» («критат брит»)? Ведь отрезание — это действие, как раз противоположное соединению в браке. Объясняют, что жених и невеста пришли из разных мест, росли в разных семьях, и каждый из них несет с собой свои привычки. Чтобы создать единство между ними, каждый должен устранить привычки, неприемлемые для партнера, и тогда они будут вместе.
На что это похоже? На два необработанных куска древесины, у каждого из которых есть неровности. Когда плотник хочет соединить их, ему приходится срезать выпуклости, и тогда их можно приладить друг к другу. То же самое и в браке: каждый из молодоженов должен устранить мешающие неровности и при этом стараться не замечать неровности в своем партнере. Это и есть «отрезание союза» — отрезание всего лишнего, что позволяет достичь единства.
Теперь станут предельно ясны слова Гмары: «Тяжело бракосочетание человека» — очень трудно объединить двух партнеров, у каждого из которых качества, отличные от качеств второго. Это похоже на «рассечение Тростникового моря» — подобно чуду с морем, когда большие стены воды, бывшие разделенными, сомкнулись при возвращении моря в исходное состояние.
Как же на самом деле соединить осколки, как превратить две стены в одну крепость? На это отвечает повеление Торы: «Поэтому оставит человек отца и мать своих». Когда человек собирается жениться, ему нужно оставить позади привычки, приобретенные в доме родителей, мешающие партнеру, и тогда «прилепится к жене своей, и станут одной плотью». Тогда наступит единство, поскольку без изменения препятствующих привычек супруги никогда не достигнут совершенного единения. Такова главная трудность, но это и есть задача, испытание!
Рассказывают, что Провидец из Люблина как-то раз сказал: «Когда я зашел глубоко в лес, мне попался человек, сделавший себе хижину из деревьев, которые он сам нарубил. У каждого бревна были сучья, и вместо того, чтобы потрудиться их спилить, он проделывал отверстия в других бревнах, и так вставлял эти сучья в отверстия».
Любить — значит дополнять себя с помощью другого, а не отрезать в нем все лишнее. Тебе нужно просверлить отверстие, чтобы вставить его в себя. Соединяя его таким образом с собой, ты сам соединяешься с ним.
В одной стране для царя был построен роскошный дворец, привлекавший всеобщее внимание. Много лет лучшие специалисты трудились над его строительством, пока не достигли совершенного результата, удовлетворившего изысканное желание царя. Ни в чем не было недостатка в этом дворце. У этого царя-мегаломана была давняя мечта: с момента инаугурации он хотел, чтобы его портрет возвышался на одной из стен в новом зале.
Для этого он пригласил мастера-художника, и тот выполнил эту работу в точности, но не совсем умно. Ведь мы забыли сказать, что этот царь любил воевать, и во время боев потерял одну руку, одну ногу и один глаз. Кроме того, на спине у него был выпуклый горб. В точном изображении царь выглядел удивительно правдоподобно, и все его увечья были хорошо заметны.
В завершении всех работ устроили торжественный ритуал с участием всех жителей города, которые собрались узреть долгожданный портрет. Покров был снят, и из всех уст раздались возгласы удивления. Царь выглядел в точности таким, каким был в действительности: одноруким, одноногим и одноглазым. «Поразительно похож, — согласились министры, — нечего сказать, это и в вправду наш господин царь». Но сам монарх не мог сдержать гнева против художника: «Наглец и нахал! Так ты позоришь меня перед всей страной! Бросьте его в тюрьму!»
Несмотря на неудачную попытку, царь не стал отказываться от своей идеи и пригласил другого художника. Тот стал размышлять, как бы ему поступить, чтобы наниматель остался доволен. В итоге он решил изобразить его вместе со всеми частями тела: стройным, с двумя ногами, руками и глазами.
И вновь жители страны собрались с ожиданием результата. Когда подали сигнал, покров был снят на фоне удивленных возгласов. У всех замерло дыхание, когда они увидели своего владыку без каких-либо увечий. Никакого намека на последствия войн не было видно.
Но сам царь смотрел смущенно и в растерянности. Профессиональная «пересадка органов», выполненная художником, не вызвала у него радости. «Издеваться надо мной вздумал?! — закричал царь, — это ведь не похоже на настоящего меня!» Этого художника тоже посадили за решетку.
Но царь все еще не соглашался отринуть свою мечту. Во дворец был приглашен третий художник, которому было велено изобразить его величество. Зная о провале двух своих предшественников, он оказался словно между молотом и наковальней и стал опасаться, что и его участь будет такой, как у них. Казалось, у него не оставалось никакого логического выхода, и он не знал, что делать. Но этот художник, помимо таланта в живописи, имел еще и немалую мудрость.
Напрягая ум, он отыскал неожиданное решение. Он смог сделать почти невозможное, нарисовав царя в его настоящем виде, при том что никакого его увечья не было видно. Как же это было сделано?
Напряжение во время церемонии висело в воздухе. Покрывало сняли, и красота открылась на глазах у всех. Царь был изображен в профиль со стороны — он ехал на могучем коне среди цветущих деревьев. Недостающие нога и рука не были показаны на картине, поскольку «прятались» с другой стороны коня. Горб на спине не был заметен, поскольку царь был показан скачущим вперед. Отсутствие одного глаза тоже было скрыто — царь держал в руках натянутый лук и направлял его на цель, а глаз был прищуренным, как у целящегося стрелка.
Царь выглядел очень довольным, а народ ликовал. Из большой благодарности этому умному художнику была предложена двойная награда за работу. Эта интересная история учит нас настоящему способу единства между мужем и женой. Вместо того, чтобы делать акцент на проблемах и противоположных чертах, нужно вести себя умно, как тот художник — сосредотачиваться на хорошем и ставить его в центре (Оцротейну).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский