Темы: Недельная глава, Цдака, Трума, Оцарот, Чтение для детей
«И возьмут для Меня приношение от каждого человека, кого побудит к этому сердце» (25:2). Отчаянное обращение бедняков города к раву побудило его сделать взволнованное обращение с трибуны синагоги на тему «муки Песаха» для нуждающихся. На следующий день, когда рав пришел давать урок, ученики поинтересовались, принесло ли его обращение какие-либо результаты.
«Мне удалось осуществить пятьдесят процентов от необходимого, — ответил рав с усмешкой, — бедные уже готовы принять помощь, осталось лишь сделать так, чтобы богатые стали готовы ее предоставить».
Давая повеление о приношениях для скинии, Всевышний подчеркнул: «И возьмите для Меня приношение». Очевидно, что самому Творцу серебро не нужно. Что же в таком случае означают слова «для Меня?» Наши мудрецы объясняют: «Для Меня — значит во Имя Мое». Святой, благословен Он, подчеркивает перед Моше необходимость того, чтобы намерение людей было направлено к Небесам, когда они делают пожертвования для строительства скинии.
Однако есть одна заповедь, которую очень трудно исполнять во Имя Небес. Это подаяние милостыни. Есть люди, которые жертвуют деньги по просьбе сборщиков милостыни, только чтобы их не сочли скупыми. А есть и такие, кто сами ищут сборщиков и дают им деньги, только чтобы прославить свое имя — буквально так же, как они платили бы за рекламу. И тех, и других объединяет то, что они исполняют заповедь милостыни не в совершенстве и не во Имя Небес.
Поэтому Тора наставляет человека, что, когда он жертвует свои деньги для бедных или ради поддержания Торы, пусть постарается, насколько это возможно, уменьшить личные интересы. Пусть помнит и напоминает себе, что деньги ему не принадлежат. И когда он делает подаяние, в первую очередь он оказывает услугу самому себе.
Однажды в кабинет к гаону раби Мордехаю Элияу пришел очень богатый еврей из другой страны, который был широко известен как меценат и благотворитель. В ту пору у него произошел большой финансовый кризис. Банки больше не давали ему кредита, а старые кредиторы требовали вернуть свои деньги. Еще немного, и он мог быть объявлен банкротом.
В дом рава он пришел в отчаянном настроении и подавленным голосом попросил: «Уважаемый рав, мне нужно благословение. Если не случится чуда, я превращусь в жалкого нищего».
«Сколько стоит сегодня твой бизнес?» — поинтересовался рав.
«Почти нисколько, — ответил предприниматель со смущением в голосе, — никто не готов покупать у меня предприятие, стоящее на грани краха».
«Я готов купить твое предприятие, — удивил его рав своим ответом, — но не все, а половину. Готов ли ты сделать меня партнером в твоем бизнесе?»
«Естественно», — лицо бизнесмена засияло, хотя он и не до конца понимал, к чему рав клонит.
«Если так, — рав был настроен чрезвычайно практично, — давай пойдем к юристу и заключим договор о партнерстве между нами».
«В этом нет нужды, уважаемый рав! Я человек дела, мое слово для меня — закон», — торжественно провозгласил предприниматель.
Рав улыбнулся, пожал ему руку и произнес: «В таком случае, прежде всего, на правах партнера я попрошу, чтобы наше предприятие закрывалось на шаббат».
Лицо предпринимателя помрачнело: «Никак нельзя, уважаемый рав. За пределами страны Израиля все фирмы работают круглую неделю. Если я закроюсь в шаббат, то окажусь в еще более тяжелых долгах».
«Какая бы страна ни была, но мое предприятие в шаббат работать не будет! Если мы партнеры, и твое слово — закон, ты должен принять это!» — рав говорил решительно, и его новый партнер, нежелавший потерять его поддержку, пообещал исполнить это требование.
После такого обещания рав благословил бизнесмена, пожелав ему успеха. А тот простился с равом и полетел обратно к себе домой в другую страну.
Спустя некоторое время, он вернулся в Израиль и с радостным лицом поспешил в кабинет рава.
«Уважаемый рав, — сообщил он, — я выполнил обещание и закрыл наше предприятие на шаббат. Слава Б-гу, чудесным образом я вернул все долги и вновь обрел прежнее богатство».
Рав посмотрел на него с приятной улыбкой: «Слава Б-гу, шаббат — это источник благословения. Продолжай в том же духе!»
Богач поблагодарил рава и прежде, чем выйти, достал из кармана толстую пачку купюр, преподнеся ее своему собеседнику: «Уважаемый рав, это Ваша доля в прибыли. Мы ведь теперь партнеры».
Рав посмотрел на пачку, подумал пару секунд и спросил: «Можешь ли сделать мне одолжение?»
«Непременно!» — воскликнул богач.
«Тогда зайди в книжный магазин в районе Геула и купи побольше книг с рассказами о праведниках для своих детей. Затем зайди в соседний магазин и купи роскошный подсвечник для свечей шаббата своей жене. Здесь хватит денег и на то, и на другое».
«Но рав, — богач попытался возразить, — это ведь Ваши деньги, а не мои!»
«Верно, — ответил рав, — это мои деньги, и это то, что я прошу сделать с ними».
У бизнесмена не было выбора — он сделал так, как просил его рав. Так ему удалось сделать свое жилище кошерным еврейским домом, подобным храму, который может стать местом пребывания Шхины (Оцротейну).
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?