Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В любое время, когда евреи придерживаются Его Торы и украшают себя служением Ему, на них нисходит лишь добро, изобилие и благословение

Изучение дарует помощь Свыше

«Всякое посвященное, что посвящает человек Б-гу» (27:28). В «Книге Воспитания» (Сефер а-Хинух) приводится заповедь под номером 357: закон гласит, что если кто-то посвящает нечто из своего имущества, оно достается коэнам. Иными словами, если человек просто сказал, что посвящает, — к примеру, произнес фразу: «Такая-то вещь, которой я обладаю, будет посвящена (херем)» — ее нужно отдать коэнам.

Народ Израиля был избран Б-гом из всех народов для служения Ему и познания Его Имени. Евреи не отданы под власть звезд, по которым Творец распределил другие народы. Они находятся под рукой у Святого, благословен Он, без посредничества ангела или созвездия. Поэтому в любое время, когда евреи придерживаются Его Торы и украшают себя служением Ему, на них нисходит лишь добро, изобилие и благословение, щедрый и чистый дух поддерживает их. А проклятье падает на их врагов.

Несмотря на все, что происходит с нами в последние годы, и несмотря на неопровержимые доказательства того, что лишь Тора защищает народ Израиля, некоторые по-прежнему приходят с вопросом: почему ученики ешив не служат в армии?…

Хотя все видят собственными глазами, что выживание еврейского народа держится на удивительных чудесах, все равно некоторые продолжают отворачиваться, не желая признавать ситуацию такой, какая она есть.

Поскольку речь идет о людях, у которых нет намерения специально идти наперекор, попробую дать им объяснение посредством истории, которую я помню с детства.

Сегодняшний Тель-Авив не похож на тот, каким он был когда-то. Жилых домов было немного, тут и там виднелись маленькие магазинчики. В районе Флорентин на юге Тель-Авива, где я жил, располагался небольшой промышленный комплекс с несколькими предприятиями, на одном из которых изготавливали фляжки. На этом предприятии работало от двадцати до тридцати человек, а одним из главных клиентов у него была британская армия, которая в ту пору владела нашей страной. Британцы, помимо прочего, сражались против нацистов, одно из подразделений которых под началом генерала Роммеля, как известно, почти достигло Израиля и угрожало захватить его.

Вследствие большой нагрузки на производстве начальство хотело заставить рабочих трудиться в шаббат. Гаон раби Ицхак Едидия Френкель, работавший в то время раввином этого района, а впоследствии — главным раввином Тель-Авива, организовал акцию протеста против нарушения шаббата.

Я, бывший тогда маленьким ребенком, тоже принимал участие в этой акции. Помню, как начальник предприятия — нееврей, поставленный над британскими гражданами страны, бывшей тогда под властью Великобритании, — подошел к раву Френкелю и сказал ему: «Наша работа на предприятии — это спасение жизней! Такое в шаббат разрешается. Зачем же вы выступаете против нас?»

Раввин ответил ему смело и с достоинством, объяснив, что в этой ситуации нельзя пользоваться «спасением жизней» как предлогом. В итоге обе стороны пришли к соглашению, что работать в шаббат не будут, но чтобы обеспечить армию, добавят дополнительные рабочие часы в ночную смену — с полуночи до трех. Тогда количество фляжек для солдат будет достаточным.

В то время все жители еврейских поселений призывались в британскую армию, чтобы отбросить врагов, грозивших опустошить нашу землю. Однако рабочие на предприятии по изготовлению фляжек воевать не шли. И тем не менее, никто не слышал возражений ни от одной из сторон, которая обвинила бы этих рабочих в уклонении от военной службы. Почему? Все понимали, что они заняты необходимой работой, помогающей военным делать свое дело.

Точно так же, и даже в гораздо большей степени, следует уважать задачу изучающих Тору. Ведь они вносят больший вклад, чем кто бы то ни было, в благополучие живущих в стране Израиля. В отличие от производителей фляжек в районе Флорентина, которые в лучшем случае могли бы считаться «группой поддержки» для солдат армии, ученики ешив и все, кто изучает Тору, помогают в создании самого оружия.

И не просто «помогают» — они сами создают это оружие! Ведь мы верим всем сердцем, что если бы не сила Торы, создатели «железного купола» не получили бы помощь свыше для осуществления своей задачи.

А значит, ни в коем случае нельзя называть учеников ешив «уклоняющимися». Если уж жители тогдашнего Тель-Авива осознали важность производства фляжек, нашим современникам непременно следует понять ценность изучения Торы.

Хафец Хаим говорил об этих вещах прямым текстом (это приводится в книге «Хафец Хаим Хадаш»). Читающий его слова может подумать, что они были написаны уже в наши дни…

Когда разразилась первая мировая война, на фронт были призваны все люди, пригодные для службы, даже если им приходилось содержать свои семьи. Их посылали на поле боя, а их жены оставались вдовами. Семьи оставались лишенными всякой поддержки.

С другой стороны, — отмечает Хафец Хаим, — гораздо лучше была участь тех, чье ремесло было востребовано для армии, например, портных и сапожников. Их не только не призывали на фронт, они еще получали топливо от властей и плату для поддержания семей. Угроза призыва миновала их, им не приходилось рисковать жизнями или быть ранеными на поле боя. Они обеспечивали свои семьи во время страшной нужды.

На первый взгляд, удивительно! — пишет Хафец Хаим. Как их работа могла засчитываться вместо службы в армии? Ведь она была так далека от этого. Но поскольку армия нуждалась в куртках и сапогах, а эти ремесленники их изготавливали, они и сами были не хуже солдат.

Подобным образом, — продолжает Хафец Хаим, — изучающие Тору, труд которых приносит помощь военным, сами могут считаться военными, несмотря на то, что не идут на фронт (Мицвот бе-Симха — рав. И. Зильберштейн).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

Вчера, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

Как оградить англоязычную девочку от издевательства одноклассниц?

17 декабря, отвечает Ципора Харитан

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его