«И придут к тебе все эти благословения» (28:2). В наши дни пророчество, как известно, отсутствует. Оно вернется вместе с приходом избавления. И даже раньше, как написал Рамбам в «Письме в Тейман»: «Есть у нас удивительное предание, которое я получил от отца, а он — от своего отца и деда, который получил его от своих предков, и так — до начала изгнания из Иерусалима», что пророчество вернется к народу Израиля за один этап до прихода избавления. Да будет воля Всевышнего, чтобы мы поскорее удостоились этого.
Однако дух святости не прекратился, он находится на вершине лестницы восхождения, о которой говорил раби Пинхас бен Яир (Авода Зара 20 б). Счастливы те, кто удостоился этого — кто видит скрытое и предвещает будущее. Мне кажется, я знаком с одним человеком, кто этого достиг. В прошлом году я получил календарь и стал листать его, как обычно. Он открылся на последней неделе Элуля, которая заканчивалась с надеждой: «Начнется год с его благословениями». Всем сердцем я согласился с этим пожеланием и благословениями!
Я продолжил листать и дошел до последней страницы. У меня потемнело в глазах. В клеточке последнего дня перед Рош а-Шана виднелось благословение: «Пройдет год и его проклятия». Я встал, мое сердце прыгало в груди. Зачем изначально утверждать, что этот год будет нехорошим? Ведь мы едим яблоко с медом с просьбой о хорошем и сладком годе. «В книге жизни, благословения и мира, хорошего заработка, спасения, утешения и хороших постановлений да будем упомянуты и записаны перед Тобой мы и весь народ Твой Израиль для хорошей жизни и мира» — такое пожелание высказываем мы, чтобы наши молитвы были приняты с благоволением и вознеслись к небу!
Но с каждой проходившей неделей я видел, насколько составитель календаря был прав. Теракты и дорожные аварии собирали свою кровавую жатву, болезни и море страданий. Все смешалось в одну большую картину крови и боли, люди теряли детей и родителей.
Удивительно, как такое было известно заранее? Несомненно, у автора был дух святости…
Но нет, ясно, что все иначе. Человеку не нужно обладать святым духом, если он умеет читать — ведь все уже написано в Торе, все предсказано заранее. В Гмаре сказано, что Эзра установил закон для евреев читать проклятия Торы перед Рош а-Шана, чтобы закончился год с его проклятьями (Мегила 31 б). И так — каждый год.
Зададимся вопросом: зачем Эзра это установил еще две с половиной тысячи лет назад? Ведь бывают же хорошие и счастливые годы, в которых «жизнь, сытость и мир, как в достойные благословения годы».
Ответ в том, что не может быть совершенства, полного и всеобъемлющего блага до тех пор, пока не наступит настоящее избавление. Каждый год мы стоим и выражаем пожелание: «Пусть закончится этот год с его проклятиями и начнется следующий с его благословениями». Но даже когда на нашу просьбу придет благоприятный ответ Свыше, и все наши пожелания воплотятся, даже когда наше состояние несравненно улучшится во всех областях, наши представления расширятся, и мы поймем, что все еще далеки от совершенного блага. И вновь мы продолжим просить: «Пусть закончится этот год с его проклятиями и начнется следующий с его благословениями». Ведь тот, у кого есть сто монет, хочет двести, а когда есть двести — хочет четыреста.
Так было во времена Эзры и все время существования второго Храма. Бывали благословенные годы, как во времена Шимона-Праведника и Шимона бен Шетаха. Но «с тех пор, как разрушен Храм, и сокрытие Лица усилилось, проклятие каждого дня превосходит предшествующее».
Поэтому естественно, что каждый прежде всего просит помощи в своих проблемах. Но главная просьба должна быть направлена на ускорение общего избавления. Тогда сами собой уйдут болезни, закончатся беды, рассеется тьма и воссияет свет (Майян а-Шавуа).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его