Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сказал раби Йоханан: Показывающий другому белые зубы (т. е. улыбающийся ему) лучше, чем дающий ему испить молока

«Красны глаза от вина и белы зубы от молока» (49:12). В Гмаре приводится следующее (Ктубот 111 б): «Сказал раби Йоханан: Показывающий другому белые зубы (т. е. улыбающийся ему) лучше, чем дающий ему испить молока, как сказано: “Белы зубы от молока” (можно перевести как “белые зубы [лучше] молока”».

Вам знакомы автоматы с напитками, установленные в общественных местах? Повсюду, где пересыхает горло бегущих по жизни, для них стоят автоматы, предлагая чашку горячего чая или, напротив, банку с охлажденным лимонадом. Нет смысла напоминать, что такая услуга связана с платой за каждую порцию.

Давайте представим, что вы встретили человека, готового запустить на благо общества такой автомат бесплатно. Наверняка вы решите, что это выдающийся благотворитель и меценат. Но также вполне возможно, что много таких людей вращается среди нас, и их милосердие еще больше… Вам, конечно, не терпится узнать, кто же это такие.

В процитированной выше фразе сказано, что улыбка — любая улыбка! — поднимает настроение лучше, чем стакан холодного молока в знойный день. Она согревает сердце лучше, чем стакан водки на морозе. Есть известная поговорка: «Улыбка не стоит денег, но ценится на вес золота».

В Гмаре приводится следующее (Бава Батра 9 б): «Сказал раби Ицхак: Дающий монету нищему получает шесть благословений, а тот, кто ободряет его словами, — одиннадцать». Тосафот поясняют: «Хотя ободряющий и не дает ничего, все равно получает одиннадцать благословений». Отсюда видно, что с определенной точки зрения ободрять и улыбаться ближнему важнее, чем давать ему деньги. Ведь тот, кто помогает словами и душевным светом, возвышает дух ближнего, а дающий деньги поддерживает лишь тело.

Нередко бывает, что человек идет в мрачном расположении духа, а ему навстречу шагает знакомый и хвалит его или делает ему какой-то комплимент. И человек, бывший до последнего мгновения униженным, сломленным и печальным, преображается и наполняется счастьем.

Это справедливо и для рабочего коллектива, и для ешивы и общества учащихся. Наши мудрецы говорят (Санедрин 24 а), что в стране Израиля учащиеся делают друг для друга Алаху приятнее и мягки друг с другом, как масло. Даже когда они спорят и расходятся во мнениях, они все равно исполняют принцип (Зхария 8:19): «Истину и мир любят».

«Большинство заповедей Торы — радовать людей», — написал Виленский Гаон (в письме «Алим ле-Труфа»). Гмара говорит (Сота 4 а): «Начало Торы — благотворительность, и конец — благотворительность». Саба из Кельма объяснял это так (Даат Хохма у-Мусар, ч. 1, 56): если какая-то книга начинается с определенной темы и ею же и заканчивается, значит эта тема — центральная в ней (Оцротейну).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Муж постоянно обижается на меня, а еще он очень вспыльчивый

Вчера, отвечает Хая Черняк

Дочь учится далеко от нас и тянет до последнего с принятием субботы…

23 декабря, отвечает Рав Рафаэль Шустер

Устроилась на работу и поняла, что испытываю чувства к директору…

22 декабря, отвечает Ципора Харитан

Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением Шабата зажигают свечи. Читать дальше

Откуда взялась традиция зажигать свечи?

Рав Овадья Климовский

Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?

Суббота. Подробности заповеди зажигания свечей

Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»

Что делать, если не зажгла свечи на шабат?

Рав Бенцион Зильбер

В одну из суббот не получилось зажечь свечи. Как это можно исправить?

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...