«Иди себе из страны своей» (12:1). Многие пытались понять, почему в Торе приводится такое длинное перечисление: «Из страны своей, из родины своей, из дома отца своего». Один из вариантов понимания предлагает святой автор «Ор а-Хаим». Согласно его неожиданному подходу, в повеление Б-га покинуть дом отца был включен также и приказ отделиться от своего племянника Лота. Впрочем, на данном этапе Авраам не стал исполнять этот приказ — то ли потому, что не понял его, то ли из-за того, что Лот сам привязался к нему и не хотел уходить, как написано: «И пошел Лот с ним».
Однако из другой фразы можно привести обратный аргумент: «И взял Аврам свою жену Сарай и своего племянника Лота». Отсюда видно, что Авраам вовсе не был в безвыходной ситуации, но напротив, взял с собой Лота по собственной инициативе. «Ор а-Хаим» отметил это и объяснил удивительным образом: Авраам знал о приказе Б-га отдалить от себя Лота, но в тот момент не нашел способа сделать это так, чтобы не причинить ему никакого стыда и унижения.
Наш праотец Авраам понял, что отдаление Лота должно произойти так, чтобы задеть его чувства лишь в минимальной степени. Довольно уже и физической разлуки с ним — зачем создавать еще и душевный разрыв? Поэтому он стал медлить с выполнением приказа Б-га, пока не нашел подходящий предлог отделиться от Лота без каких-либо признаков неуважения.
Когда же это произошло? После ссоры пастухов. Сама эта ссора кажется автору «Ор а-Хаим» не более, чем «мелким поводом», для такого значимого расставания: «Отделись от меня — если пойдешь налево, то я направо, а если ты направо — я налево» (13:9). Ор а-Хаим удивляется: «Очень странно, чтобы Авраам сказал ему эти слова, так отдалив его». Но объясняет он это согласно сказанному — Авраам лишь искал повод отойти от Лота, исполнив повеление Б-га.
Здесь кроется ясное и важное сообщение для любого воспитателя: даже если приходится прогонять ребенка или ученика, нужно делать это с уважением к нему (Оцротейну).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Эльяким Залкинд
Почему Яаков побоялся подниматься по лестнице?
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Леви Гдалевич
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»