«Доставь мне случай в этот день» (24:12). Двести лет назад жил раби Иссахар Дов — «святой старец» из Радошиц, прослывший известным чудотворцем. В юности он трудился над Торой в нищете, и у него в буквальном смысле не было ничего, кроме «четырех локтей закона».
Однажды к нему в город приехал друг, с которым они вместе учились у Магида из Кожниц. Дочь того человека уже готовилась выходить замуж, и нужно было собрать большое приданное. Его учитель дал ему рекомендательное письмо, и он объезжал города и просил помощи у друзей, чтобы собрать деньги. Теперь с такой же просьбой он обратился к раби Иссахару Дову.
Если бы у раби было, чем помочь, он бы с радостью, но он знал, что не пригоден для такой задачи: «Я бедный и нищий, и все это знают. Если пойду собирать деньги, мне дадут копейки. Иди к такому-то, он богат и одарит тебя щедрой рукой».
Его друг не обиделся из-за отказа. Он лишь равнодушно пожал плечами и произнес: «Видимо, ты не отмечен в записке Всевышнего». Эти слова запали в сердце раби Иссахару. Что еще за записка? Он выбежал из дома, догнал своего друга и стал задавать ему вопросы. А тот ответил: «Все очень просто. Когда я обратился к моему учителю, он сказал: “Я дам тебе рекомендацию. И в каждом месте, куда ты придешь, найдется тот, кто будет собирать для тебя деньги. Он удостоится выполнить заповедь, а ты получишь необходимую сумму. Не тревожься, в записке у Всевышнего подробно написано, кто тебе поможет и сколько денег соберет. Добрые дела совершаются в мире через праведников”.
И когда я приехал в этот город, то подумал: кто же еще может быть праведником, как не мой друг Иссахар Дов? Теперь же, когда ты отказался, я не обиделся на тебя. Просто теперь я понимаю, что в записке Всевышнего упомянут не ты, а кто-то другой».
Раби Иссахар взволновался и не мог все так оставить: «Сколько тебе нужно денег?»
«Четыреста золотых», — ответил его друг.
Взял раби Иссахар рекомендательное письмо и отправился на рынок. Ему навстречу шел торговец, и раби показал ему письмо. «Ты как раз вовремя, — воскликнул торговец, — Я только что провернул сделку на 4000 золотых. Вот и отдам тебе десятину». Четыреста золотых, как и требовалось, — подытожил раби Иссахар Дов, — значит, все-таки это я был отмечен в записке Всевышнего и едва не потерял заповедь…
Это действительная история. Но главный ее принцип написан в Торе уже давно. Это отмечает автор комментария «Ор а-Хаим». Когда Элиэзер, раб Авраама, молился, о чем он просил? «Б-г Всесильный господина моего Авраама, доставь мне случай в этот день». «Элиэзер был уверен в своем господине, что молитва его принята, а сам молился о том, чтобы быть достойным посредником, через которого это дело осуществится». Ицхак непременно найдет себе подходящую жену, — думал он, — но хорошо бы, чтобы это произошло благодаря мне. Чтобы я был отмечен в записке Всевышнего.
Все это относится и к нам как в целом, так и в частности. Мы живем в судьбоносное время, когда Всевышний обращает сердца детей к отцам, к наследию предков, и побуждает нас искать Его. Массы народа возвращаются к вере, от которой зависит избавление. Как было бы хорошо каждому из нас удостоиться стать инструментом Творца в этом важном деле, оказаться отмеченным в Его записке, чтобы ускорить приход избавления! (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский