«Кожи тахашей сверху» (26:14). Раши объясняет (25:5), что тахаш — это разноцветное животное, и поэтому на арамейский его название переводят как «радоцвет» (сасгона) — оно «радуется своим цветам». Это было чудо, появившееся лишь в определенное время.
Но это вызывает вопросы, — отмечает рав Галинский.
Все чудеса, которые были уготовлены произойти для народа Израиля в определенное время, были сотворены накануне первого шаббата, в сумерки. В пример можно привести «уста земли» (поглотившие Кораха), колодец Мирьям, дар речи у ослицы Билама, ман, посох и скрижали (Авот 5:6). Почему же, в таком случае, тахаш не был сотворен накануне шаббата в сумерки?
Я увидел великолепную мысль на эту тему в книге «Эйхаль Исраэль». Рамбан, как известно, говорил (Дварим 18:9), что когда Всевышний постанавливает суровый приговор, в нем самом заключены средства для его отмены, если таковая понадобится. О чем-то подобном говорили мудрецы (Рош а-Шана 17 б): «Если евреи были праведны в Рош а-Шана, и им были даны обильные дожди, а потом они испортили свои поступки, эти дожди прольются в море и в пустыне. А если дождей было выделено мало, но евреи улучшили свои поступки, дожди пойдут в правильное время и в правильном месте». Еще в качестве примера Рамбан приводит выражение из Сефер Ецира (2:4): «Нет в добре выше наслаждения (ענג), нет во зле ниже проказы (נגע)». В момент необходимости Всевышний переставляет буквы местами согласно Своей воле.
Известна история (Ор Мале), когда один еврей пошел к Сарафу из Мугленицы и рассказал, что у него дома есть больной. Мудрецы говорили (Бава Батра 116 б), что тому, у кого в доме есть больной, нужно пойти к мудрецу, чтобы тот помолился за него. В добавок, этот еврей жаловался, что он нищий, и что в доме у него нет даже хлеба. Откуда же ему взять денег, чтобы заплатить врачу и купить лекарства?
Сказал ему Сараф: похожий случай мы находим в Гмаре (Таанит 8 б). В одном месте царил голод и разразилась эпидемия, и мудрецы сказали: помолимся, чтобы закончился голод — тогда и эпидемии настанет конец. Ведь если свыше дают пищу, ее дают живым.
Между тем, он рассказал также, что у его деда, святого Магида из Козниц, был похожий случай. К нему пришли жаловаться на голод и болезнь, а он сказал: «Вижу, постановлен вам смертный приговор».
Пришедшие люди сильно испугались, а Магид сказал: «Ну что же мне сделать? Возьму букву Аин и добавлю к слову “смерть” (מות), и получатся “деньги” (מעות). Так вы спасетесь от обоих несчастий».
К этому он добавил: «Ведь об этом напрямую говорится в Писании (Теилим 33:18): “Вот, глаз (аин) Б-жий — к трепещущим перед Ним”. Всевышний дает Своим служителям букву Аин, и с ее помощью они могут “спасти от смерти душу свою и прокормить себя в голоде”».
Теперь вернемся к нашей теме. Когда евреи согрешили с золотым тельцом, Всевышний сказал Моше: «Иди, спускайся, ибо развратился (שחת) народ» (Шмот 32:7). Моше стал молиться за них, и они раскаялись. Им было заповедано построить переносной храм, чтобы искупить свой грех. Всевышний переставил буквы в слове «שחת», и получилось «תחש» (тахаш). Это чудо появилось лишь в определенное время, поскольку оно возникло из раскаяния евреев, произошедшего в тот момент.
К чему все это сказано?
Это имеет к нам самое непосредственное отношение. Расскажу историю.
На старости лет Хафец Хаим молился в группе евреев, которая собиралась у него дома. В течение всей недели к нему приходили ученики ешивы, а в шаббат вместе с ним молились члены семьи.
Вечером в шаббат после молитвы они вставали перед ним, чтобы получить благословение. Подошел его внук со своим маленьким сыном, которому было около четырех лет, и сказал ребенку: «Подойди к дедушке, скажи “гут шабес”».
Но ребенок засмущался и спрятал лицо за одеждой своего папы.
Хафец Хаим улыбнулся и сказал: «Не заставляй его, он стесняется. Это хорошее качество, дарованное Израилю» (Евамот 79 а).
Подошел другой внук со своим сыном. Ребенок подбежал и пожал руку дедушке с радостным криком: «Гут шабес!»
Но Хафец Хаим категорично о нем отозвался: «А этот наглец!»
Удивительно! Все помнят высказывание из Пиркей Авот (5:2): «Наглецы — в ад!» Как Хафец Хаим, который всю жизнь берег свой язык, чтобы не произнести ничего дурного, мог так высказаться о собственном правнуке?
Он заметил воцарившееся недоумение и объяснил: «В моих словах нет никакой критики и ничего злого. Но успех в воспитании детей зависит от одного принципа: “Воспитывай юношу согласно пути его — и когда состарится, он не свернет с него” (Мишлей 22:6). Нужно определять природу ребенка. Один по натуре склонен к стыдливости, а другому дарована дерзость. Если этого второго приучать к стыдливости, он восстанет и взбунтуется. О таком сказано: “Будь дерзким, как леопард, выполняя волю Отца Небесного” (Авот 5:20). Это хорошее качество, если его направить во благо, к служению Б-гу».
Еще пару слов на эту же тему. Когда-то я уговорил одного парня из средней школы, чтобы он пошел учиться в ешиву на один год. Пусть познакомится со своим наследием, соединится со своими корнями. Он послушался меня, но больше нам не довелось общаться.
Спустя какое-то время, я полетел заграницу, а когда вернулся, мне сказали: «Есть тут один человек, который каждый день звонит и спрашивает, вернулись ли Вы». Мне передали его номер, и я сам ему позвонил.
«Господин Галинский? Что Вы сделали с моим сыном?» — это был отец того парня.
«А что случилось?» — спросил я.
«Мы традиционная семья, и в Песах едим свою мацу. А теперь сын приходит домой и хочет только мацу, испеченную под надзором раввинов. И я говорю не о деньгах, а о глупости самой этой идеи».
Что можно ответить такому человеку?
Я сказал ему: «Смотрите, в Гмаре написано, что перед тем, как придет Машиах, сын будет восставать против отца, а дочь — против матери. Вы традиционная семья, вот и решайте сами, что лучше: чтобы сын ел мацу, испеченную под надзором раввинов, или чтобы приводил блудниц домой?» (Ве-игадта)
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?