«Елей, выбитый из маслин, для освещения» (27:20). Рассказывает рав Галинский.
Вот что мы учим в Коэлет Раба (7:18): «Если человек учил и преподавал, соблюдал и исполнял, но не поддерживал Тору материально, он попадает в категорию тех, о ком сказано: “Проклят тот, кто не исполнит слова этой Торы, чтобы сделать их”». Да спасет нас Милосердный! Святой, благословен Он, удостоил меня основать семь колелей для лучших среди учащихся и трудиться ради их поддержания, а также и другим евреям помочь стать теми, кто поддерживает Тору. Однако это не было простой и легкой задачей. До сих пор остаются евреи, непонимающие, почему молодые и здоровые люди, главы многодетных семей, трудятся над Торой, а не идут зарабатывать деньги.
Как-то я сидел в доме одного состоятельного еврея, он сказал мне: «Смотри, я в буквальном смысле исполняю написанное: “В поте лица своего будешь есть хлеб, в унынии будешь есть от нее всю свою жизнь”. И слава Б-гу, мне всего хватает. Но объясни, почему я должен отдавать свои деньги, ради которых так тяжело трудился, тому, кто изучает Тору, а сам не трудится и не работает. Если убедишь меня, не поскуплюсь».
Что ж, нет проблем, для этого я и пришел. Говорю ему: «Послушай же одну историю…»
Это хороший рассказ из личного опыта. Он помогает расплавить все преграды и пробить все стены. И я начал рассказывать.
Город был завален фальшивыми купюрами. Полиция взялась за дело, провела расследование и выяснила, что место, где изготавливают фальшивые деньги, находится в подвале дома на такой-то улице. Полицейские ворвались в дом и в подвале нашли печатный станок и образцы купюр, сырьевую бумагу и уже отпечатанные экземпляры. Задержали хозяина дома, бедного учителя, который стал возмущаться: он хотел заработать немного денег и сдал подвал в аренду, он не знал, что там творилось, и в подделке денег не участвовал. Ему, естественно, не поверили: как правило, что находится во владении человека, то ему и принадлежит. Его привели на суд за подделку, обман и причинение большого ущерба экономике страны. Обвиняющий требовал смертного приговора.
Адвокат вызвал подсудимого на место свидетелей:
Чем вы зарабатываете себе на жизнь?
Я преподаю, — сказал тот.
Объясните уважаемому суду, в чем суть вашей работы.
Я ищу учеников, собираю их в группы по семь-восемь человек, а потому обучаю их с утра и до восьми вечера, делая перерыв только на два часа в середине дня.
Десять часов в день, — отметил адвокат, — и сколько вы зарабатываете?
А сколько можно требовать у бедных родителей, у которых, слава Б-гу, по семь-десять детей? Получаю половину динара в неделю.
И на это вы живете? — удивился адвокат, — так можно и с голоду помереть!
Думаете, я живу на эти деньги? Мне ведь не все платят, у некоторых накапливаются долги передо мной.
А работа тяжелая? — поинтересовался адвокат.
Такого врагу не пожелаешь! Вы хоть представляете, как трудно заставлять восемь детей сидеть в течении десяти часов, и так каждый день? Да еще при этом давать им знания, обучать. А родители потом проверяют их и высказывают мне свою критику. Если не соответствуешь их ожиданиям, у тебя сложится плохая репутация, и в будущем учеников уже не найдешь.
Адвокат обратился к судьям: «Если бы это подпольное предприятие принадлежало ему, и он печатал купюры в таком количестве, разве он трудился бы так и тратил бы свое время ради столь низкой зарплаты?»
Учителя оправдали. Это был случай из реальной жизни. Что вы о нем думаете?
«Интересно», — сказал мой собеседник.
Я продолжал и спросил его: «Если бы у вас в подвале был такой печатный станок, причем законный, или если бы вы нашли в подвале месторождение алмазов, вы бы работали учителем?»
«Конечно, нет, — ответил он, — зачем? Ради ничтожной зарплаты?» Он засмеялся: «Прежде всего, у меня не было бы свободного времени, я не прекращал бы добывать алмазы».
«Верно, — говорю, — а теперь поймите, что вы и есть этот учитель, который весь день трудится, чтобы собрать ничтожные деньги. А эти, изучающие Тору, добывают алмазы! Причем не только для себя, а для всего народа Израиля. Ведь не будь Торы, небо и земля не устояли бы, как сказано (Ирмия 33:25): “Если бы не завет Мой днем и ночью, законов неба и земли не установил бы Я” (Недарим 32 а).
В добавок к этому сказано (Мишлей 8:11): “Мудрость лучше жемчуга, все драгоценности не сравнятся с ней” — ни драгоценные камни, ни жемчуг (Иерушалми, Пеа 1:1). А вы спрашиваете, почему они не вылезают из подвала? Почему не прекращают добывать алмазы и не становятся учителями? Я и вам предлагаю партнерство по добыче алмазов».
Он согласился и сделал щедрое пожертвование.
Но важнее другое — у каждого еврея есть в подвале «месторождение алмазов», жаль только, что не все его используют.
Если же кто-то все-таки вынужден работать ради пропитания, пусть хотя бы постарается сделать изучение Торы постоянным, а работу — кратковременным занятием, и добыть так много «алмазов», как только можно.
В книге «Ктав Софер» написано, что отец автора, написавший книгу «Хатам Софер», в начале нашей недельной главы нашел следующее указание: «А ты прикажи сынам Израиля, и пусть возьмут тебе чистый елей, выбитый из маслин, для освещения, для постоянного поддержания пламени свечи». Раши комментирует: «Выбитый для освещения, а не для приношений в храм». В Гмаре (Бава Батра 25 б) говорится, что желающий стать мудрее должен во время молитвы быть обращен к югу, поскольку с южной стороны стоял светильник в храме. А желающий разбогатеть пусть повернется к северу, так как там стоял стол. Значит, светильник и свечи в нем намекают на Тору, а стол с хлебами и приношения — на богатство и пропитание. На это Тора намекает словом «выбитый» — пусть человек не щадит себя и трудится ради «светильника», ради света Торы. Пусть сделает свой труд над ней постоянным занятием. «А не выбитый для приношений» — на заработок пусть не тратит много времени. Тогда и в том, и в другом его ждет успех (Ве-игадта).
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?