«Сделаем человека» (1:26). Раши задает логичный вопрос — почему в Торе употребляется глагол во множественном числе, ведь никто не помогал Творцу в создании человека? Более того, такая особенность может сбить с толку читателей, дав возможность предположить, Б-же упаси, что евреи верят во многобожие. Неслучайно в талмудическом трактате «Мегила» (9б) рассказывается о том, как 70 мудрецов переводили Тору и прежде всего видоизменили вышеупомянутый стих, написав «Сделаю человека».
Раши объясняет: несмотря на все эти опасения, Тора использует глагол во множественном числе, чтобы научить людей вежливости и правильному положению вещей. Прежде чем что-либо делать, надо попросить разрешения. «Сделаем человека» намекает на тот факт, что Всевышний попросил разрешения у ангелов.
Раввин Элиэзер Шах во время одного из выступления в ешиве «Поневеж» задал следующий вопрос. Если бы лично нам задали вопрос «Что важнее, предупредить ошибку в прочтении или научить людей тому или иному правилу поведения?», мы бы однозначно предпочли первое. Однако предпочтения Торы кардинально отличаются. Дело в том, — пояснил р. Шах, — что человек, который ознакомлен с правилами элементарной вежливости не станет еретиком: он будет сообразовываться с мнением других людей, которые научат его принципу «У всего есть свой закон и свой Судья».
Следующую историю поведал религиозный еврей, который живет в поселке Рехасим. Его жена решила открыть частный садик на дому. Осуществить это было не столь сложно, учитывая, что квартира располагалась на первом этаже, и к ней прилегал просторный двор. Супруги заручились согласием других соседей.
Все необходимые разрешения были получены, но буквально за неделю до предполагаемого открытия детского сада один сосед пошел на попятный. «Я не согласен! — сказал он. — Во-первых, у моей жены высокое давление, и шум, который будет доноситься со двора, помешает ей. Во-вторых, у меня есть сын, который в последнее время отошел от соблюдения заповедей. Если он увидит, что вы открыли детский сад, не приняв во внимание состояние моей жены, его мнение о религиозных людях только ухудшится».
Наш герой и его жена не знали, как поступить в этой сложной ситуации. Они отправились за советом к раввину. Тот постановил: поскольку сосед изначально дал свое согласие на открытие сада, речь идет о своеобразном обете, и давший его не вправе отказываться от своих слов. Соседу же раввин пообещал: «Благодаря этому детскому садику Всевышний приблизит вашего сына к истокам, и он в скором времени благополучно женится». Так и случилось.
Неужели местный раввин был чудотворцем? Нет, совершенно необязательно. Наши мудрецы говорили: тот, кто готов к компромиссу, удостаивается милости в глазах Всевышнего.
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
«Оцарот»
Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?