Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«И возгласил там Аврам Имя Г-сподне» (13:4). В трактате «Авот» написано, что Всевышний подверг Авраама десяти испытаниям, и праотец с честью вынес их все. Рабби Овадья из Бертиноро упоминает эти испытания в следующем порядке:1. В Ур-Касдиме Нимрод бросил Авраама в огненную печь. 2. Всевышний приказал Аврааму покинуть свой родной дом и идти в Ханаан. 3. Голод в Ханаане. 4. Фараон забирает Сару.

Остановимся на этом пункте. Давайте разберем испытания по порядку. Нимрод, который железной рукой правил в Ур-Касдиме, приказал поклоняться солнцу и луне, ветру и облакам. Он отрицал монотеизм. Авраам же разбил статуи идолов и начал пропагандировать веру в Одного Б-га (см. Рамбам, «Авода зара» 1:3).

Авраама арестовывают. Нимрод приказывает ему поклониться одному из идолов на выбор. Юноша отказывается, и изувер бросает его в печь. Но Всевышний спасает Авраама. Слух о свершившемся чуде распространяется по всей стране, люди оставляют идолов и учатся монотеизму у Авраама и Сары.

Хэппи-энд? Нет. Б-г открывается Аврааму и приказывает ему бросить всё и идти в «землю, которую Я покажу тебе». Праотец не пытается переубедить Всевышнего. Он встает и уходит, понимая, что его миссия на родине закончилась.

В земле Ханаанской Авраама ждут тяжелые дни. Голод не только вынуждает его искать пропитание в другой стране, но и отрицательно действует на умы окружающих: «Ага, наши божки рассердились на Авраама. Так кто же сильнее, его Б-г или наши идолы?»

Праотец исполняет то, что приказал ему Всевышний. Он покидает обещанную ему Эрец-Исраэль и спускается в Египет, где Авраама и Сару ожидают новые испытания. Любимую жену забирают во дворец к фараону. Но внезапно картина меняется.

Всевышний поражает египетского владыку и его семью язвами. Тот возвращает Сару Аврааму, а в качестве компенсации дарит стада, золото и серебро, рабов и рабынь.

«И шел он прежними своими переходами с юга и до Бейт-Эля (…) и возгласил там Аврам Имя Г-сподне» (13:3—4). Раши объясняет, что на обратном пути Авраам выплатил все свои долги. Наши мудрецы добавляют — не только материальные долги выплатил праотец, но и духовные. Он объяснил всем тем, кто сомневался в величии Б-га, зачем Творец подверг его таким тяжелым испытаниям. Скитания, голод и похищение жены привели Авраама и Сару к конечному результату, заключавшемуся в материальном и духовном благополучии.

(Из книги «Мааян а-шавуа»)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как отделиться от мамы, продолжая оказывать ей максимальное уважение?

Сегодня, отвечает Лея Хмельницкая

Что отвечать родственникам на их грубые пожелания скорее найти мужчину?

4 декабря, отвечает Хана Лернер

Что делать с обидами?

2 декабря, отвечает Ципора Харитан

Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.