«И возгласил там Аврам Имя Г-сподне» (13:4). В трактате «Авот» написано, что Всевышний подверг Авраама десяти испытаниям, и праотец с честью вынес их все. Рабби Овадья из Бертиноро упоминает эти испытания в следующем порядке:1. В Ур-Касдиме Нимрод бросил Авраама в огненную печь. 2. Всевышний приказал Аврааму покинуть свой родной дом и идти в Ханаан. 3. Голод в Ханаане. 4. Фараон забирает Сару.
Остановимся на этом пункте. Давайте разберем испытания по порядку. Нимрод, который железной рукой правил в Ур-Касдиме, приказал поклоняться солнцу и луне, ветру и облакам. Он отрицал монотеизм. Авраам же разбил статуи идолов и начал пропагандировать веру в Одного Б-га (см. Рамбам, «Авода зара» 1:3).
Авраама арестовывают. Нимрод приказывает ему поклониться одному из идолов на выбор. Юноша отказывается, и изувер бросает его в печь. Но Всевышний спасает Авраама. Слух о свершившемся чуде распространяется по всей стране, люди оставляют идолов и учатся монотеизму у Авраама и Сары.
Хэппи-энд? Нет. Б-г открывается Аврааму и приказывает ему бросить всё и идти в «землю, которую Я покажу тебе». Праотец не пытается переубедить Всевышнего. Он встает и уходит, понимая, что его миссия на родине закончилась.
В земле Ханаанской Авраама ждут тяжелые дни. Голод не только вынуждает его искать пропитание в другой стране, но и отрицательно действует на умы окружающих: «Ага, наши божки рассердились на Авраама. Так кто же сильнее, его Б-г или наши идолы?»
Праотец исполняет то, что приказал ему Всевышний. Он покидает обещанную ему Эрец-Исраэль и спускается в Египет, где Авраама и Сару ожидают новые испытания. Любимую жену забирают во дворец к фараону. Но внезапно картина меняется.
Всевышний поражает египетского владыку и его семью язвами. Тот возвращает Сару Аврааму, а в качестве компенсации дарит стада, золото и серебро, рабов и рабынь.
«И шел он прежними своими переходами с юга и до Бейт-Эля (…) и возгласил там Аврам Имя Г-сподне» (13:3—4). Раши объясняет, что на обратном пути Авраам выплатил все свои долги. Наши мудрецы добавляют — не только материальные долги выплатил праотец, но и духовные. Он объяснил всем тем, кто сомневался в величии Б-га, зачем Творец подверг его таким тяжелым испытаниям. Скитания, голод и похищение жены привели Авраама и Сару к конечному результату, заключавшемуся в материальном и духовном благополучии.
(Из книги «Мааян а-шавуа»)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его