«И шел он прежними своими переходами с юга и до Бет-Эля» (Лех-Леха 13:3). Комментатор Раши объясняет, что Авраам, возвращаясь из Египта в Ханаан, останавливался на тех же постоялых дворах, что и на пути из Ханаана в Египет.
Давайте призадумаемся. Сначала наш праотец прибыл в Ханаан, где свирепствовал голод. У него не было другого выбора, кроме как продолжить странствие: «И был голод на той земле, и спустился Аврам в Египет, пожить там, ибо тяжек голод на земле» (12:10).
У Авраама не было денег, чтобы заплатить за свое пребывание на постоялых дворах. Ночлег ему предоставляли в кредит. Представьте себе эту ситуацию: голодный и нищий путник ищет пристанище. В пятизвездочную гостиницу того времени его не пустят. Максимум, в однозвездочную.
В Египте материальное положение Авраама кардинально изменилось. «А Аврам грузен очень стадом, серебром и золотом» (13:2). На обратном пути такой человек мог позволить себе максимум комфорта. Однако наш праотец предпочел останавливаться на тех же постоянных дворах. А всё потому, что он не хотел повышать планку, не желал приучать себя к благам этого непрочного мира…
Тора пишет, что праотец Авраам был, цитируем, «грузен стадом, серебром и золотом». Дословно — тяжел. Многочисленное добро было нужно ему не для себя, а для исполнения заповеди о гостеприимстве, пропитания семьи и многочисленных учеников.
(Из книги «Ве-игадта»)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.