«И побежите, когда никто за вами не гонится» (26:17). Есть занимательная история, которая передается из поколения в поколение. Это рассказ о мудрости нашего учителя рабейну Моше бен Маймона (Рамбама) имеет прямое отношение к нашей недельной главе, а может быть и к нам…
Как известно, Рамбам был личным врачом египетского султана, министры которого завидовали Рамбаму и уговаривали султана избавиться от него, заменив врачом-мусульманином по имени Камон. Они убеждали, что профессиональные качества последнего не хуже, чем к Рамбама. Послушался их султан, вызвал обоих врачей и устроил проверку. Каждый попробует отравить другого, а кто выживет — будет личным врачом султана. Оба должны предстать перед султаном, выпить яд, который приготовил коллега, а потом может выпить противоядие, которое приготовил сам.
Оба были знаменитыми врачами и прекрасно разбирались в лекарствах, ядах и противоядиях. Мусульманин пошел домой и всю неделю готовил сильнейший быстродействующий яд. А Рамбам надеялся на Творца и решил оставаться верным своей миссии — лечить людей, а не убивать.
Настал решающий день. Оба предстали перед султаном. Мусульманин протянул страшный яд Рамбаму, он принял его и тут же выпил противоядие. И остался жив.
Теперь Рамбам протянул Камону кусочек еды. Тот съел и сразу выпил свое противоядие. Но странно: не почувствовал никакой слабости или дрожи, которые обычно появляются из-за яда. Как будто вообще не принял яда — как, собственно, и было.
И тогда в нем пробудилось сомнение, которое постоянно усиливалось и превратилось в страшное беспокойство: может быть, Рамбам дал яд, который подействует только, когда противоядие уже потеряет силу? Или это яд, который действует только после приема определенного вида пищи? Например, белков? И он перестал есть мясо. А может, углеводов? И перестал есть хлеб. В конце концов, дошел до того, что стал пить только парное молоко.
Через неделю Рамбам встретил Камона. Тот был ужасно бледный и худой. Рамбам спросил: «Скажи, как ты себя чувствуешь от парного молока?»
Услышав это, Камон побелел как полотно, его хватил удар и он умер.
Сказал султан: «Вот, теперь я понял, что ты — самый великий врач. Ты смог изобрести яд, который действует только через неделю»!
Ответил ему Рамбам: «Ваше величество, я никогда никого не убивал. Не я его убил — а он сам себя убил. Его воображение убило его».
Но это и есть одно из страшных предупреждений, которые приводятся в нашей недельной главе. Если евреи не будут соблюдать Тору — «вы будете бежать, хотя никто за вами не гонится… и будет преследовать вас звук падающего листа, и будете спасаться, как от меча, и упадете — и нет преследователя…» Это беспочвенный страх, всего лишь падающий листок, почему же они упали? Из-за страха…
Если мы оглянемся вокруг и поразмыслим, мы поймем, насколько глубоко это проклятие проникло в современный образ жизни, в нашу жизнь. Люди бегут, спешат, убегают. У них нет свободного времени для себя, для семьи, для отдыха, для того, чтобы расслабиться. Нет времени спокойно поесть, сосредоточенно помолиться, послушать урок Торы, почитать книгу. Все делается в спешке, на бегу, на нервах. Что такое, что случилось, кто за вами гонится?!
Давайте освободимся от этого проклятия, по крайней мере, установим ему определенные границы. Выделим себе час в день. Час для изучения Торы, час для семьи, час, чтобы расслабиться.
Напуганный нацист
В каждом явлении можно распознать отпечаток пальцев Высшего промысла. Если человек всмотрится в окружающий его мир, то на каждом шагу ощутимо различит управление Всевышнего, благословен Он. Однако иногда Провидение само открывается людям, как бы говоря: «Смотрите — вот Я — здесь, рядом с вами».
Это случается, даже когда человек окружен многими несчастиями, упаси Б-г, и ему кажется, будто «его забыли». И тогда Всевышний все же находит способ проявить себя страдальцу и говорит: «Посмотри же хорошенько, как Я охраняю тебя».
Даже в самые мрачные годы Катастрофы, когда «извне губил меч, а в домах — ужас», а детей Авраама, Ицхака и Яакова вместе с праведниками и мудрецами убивали, и они погибали, освящая Имя Всевышнего, даже тогда Он нередко проявлял Себя, доказывая всем, что хранит Свой народ.
История эта произошла в 1943 году, в разгар фашисткой оккупации Европы. Уже более трех лет Франция находилась под властью нацистов, а большая синагога Лиона продолжала действовать, и миньяны собирались в ней как обычно.
Однажды в канун субботы (10.12.1943) вишистская полиция Лиона решила, что пора покончить с молитвами евреев на месте и разрушить синагогу.
Рав синагоги, который чудом уцелел во время войны, рассказывал, что во время встречи субботы в синагогу тайно проник полицай из «ударных отрядов» и встал около входа. В руках он держал три ручных гранаты, и был готов метнуть их в молящихся евреев и тотчас выбежать из синагоги.
Нацистский солдат открыл дверь и незаметно вошел. Через несколько секунд он снял предохранители и уже собирался бросить гранаты.
Однако то, что предстало перед его глазами в эту минуту, так ошеломило его, что он застыл на месте с широко раскрытыми глазами, а гранаты вывалились из его рук, и он удрал, спасая свою шкуру. И хотя осколками гранат были ранены несколько молящихся, но благодарение Б-гу, никто не погиб.
Что же заставило нациста застыть на месте? В ту минуту, когда он собрался бросить гранаты в своих жертв, вдруг вся община — как один человек — повернулась и посмотрела на него…
Ему показалось, что все молящиеся разом получили знак свыше, что кто-то замыслил против них зло, и они решили учинить над ним суд.
Он не мог понять, кто открыл им эту тайну, ведь он вошел в синагогу тихо, никем не замеченный, как же случилось, что все без исключения повернулись в его сторону?!
Полицай был уверен, что сейчас все бросятся на него и непременно убьют, и убежал.
А что же на самом деле произошло в синагоге в ту минуту? Знали ли евреи, что замышляет злодей? Нет, конечно.
Просто нацист вошел в синагогу в тот момент, когда община завершала пение субботнего гимна «Леха доди»: «Приди же с миром, суббота, — царский венец мужа своего», а по обычаю всех еврейских общин с этими словами молящиеся поворачиваются к входу синагоги, чтобы приветствовать субботу радостью и ликованием.
Из этого мы учим, что даже когда ужасные бедствия охватывают нас и, кажется, все пропало, мы должны всем сердцем надеяться, что Творец вызволит нас из любой беды и несчастья, спасет от любого бедствия и болезни. И если продолжаем верить в Него и возлагаем на Него наши надежды, то удостоимся увидеть чудеса и утешения.
Ведь только Он знает сроки и времена, только Он управляет всеми событиями в мире, только Он может сделать так, что проклятый злодей войдет в синагогу именно в то мгновение, когда община приветствует субботу…
И только Всевышний великой силой Своей и мощью может так повернуть ход событий, что они приведут к нашему спасению.
Нет счастливее того, кто живет, уповая на Всевышнего. Все дни жизни его на земле пройдут в счастье, покое и безмятежности.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Рав Мендель Агранович
Или она может выйти замуж после младшей?
Рав Реувен Куклин
Человек с «белым» именем…
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Менахем Эпель
Что такое "трафим"?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун