В Пасхальной агаде, сборнике текстов, которые мы читаем в пасхальный вечер, написано: «О четырех сыновьях говорит Тора: умный, злодей, простак и не умеющий спрашивать». Первые два, умный и злодей, это две крайние противоположности, позитив и негатив, свет и тьма. Но сказали наши Учителя, что праведники немногочисленны на свете, да и злодеев не так уж много. Имеются в виду настоящие злодеи, которые презирают все святое и ненавидят мудрецов Торы.
Где же находится большинство еврейского народа? В прошлом, большинство относилось к «простому сыну» из Пасхальной агады, которых хоть и не знал, но интересовался и хотел знать. Это сын, который спрашивает о пасхальных обычаях: «что это?» Так и большинство народа интересовались Торой, а раввины проводили уроки, проповеди, отвечали на вопросы о практическом соблюдении заповедей. Но сегодня много таких, кто «не умеет даже спрашивать»: миллион еврейских детей не умеет читать «Шма Исраэль», и совершенно не знают, что спрашивать, не имеют никакого представления о богатейшем наследии, о трехтысячелетней традиции предков. О них сказано в агаде: «А тот, кто не умеет спрашивать — ты сам начни объяснять ему». Наша обязанность — просвещать умы и сердца. Об этом сказали наши Учителя: «Тот, кто изучает Тору, но не обучает ей, подобен мирту в пустыне: зачем тебе дан приятный запах, если некому его нюхать?»
Поэтому каждый в меру своих возможностей должен обучать Торе тех, кто ее не знает — дабы исполнить сказанное «тот, кто не умеет спрашивать — ты сам начни объяснять ему».
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением
Рав Ефим Свирский
Рав Эльяким Залкинд
О чем плакал Йосеф?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваигаш
Рав Бенцион Зильбер
По требованию Йосефа братья приводят к нему Биньямина, который обвиняется в краже кубка. Йосеф хочет, чтобы Биньямин стал его рабом. Йегуда протестует и приводит странную, на первый взгляд, аргументацию.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.
Рав Реувен Куклин