Когда жена Потифара пыталась соблазнить Йосефа, он, как сказано, «Оставил одежду свою в ее руке и выбежал вон» (Ваешев 39:12). Неужели нельзя было вежливо, но твердо отказаться, объяснить женщине, что ее поведение неэтично? Почему надо было бежать, куда глаза глядят?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, процитируем слова раввина Яакова Галинского. Как-то он задал своим ученикам вопрос: почему в молитву включена просьба «Да будет Твоя воля на то, чтобы я более не грешил»?
Действительно, такая просьба выглядит странно — раз человеку дана свобода действий, ему и решать, грешить или нет. Но всё дело в том, что мы просим не попадаться в сети греха. В противном случае мы не сможем выпутаться из них. В трактате «Пиркей-авот»
Праведный Йосеф понимал, что жена Потифара приготовила ему ловушку. Если б он замешкался хоть на миг, греховные побуждения могли бы оказать влияние и на него. Поэтому он не дискутировал с супругой своего хозяина, а просто выбежал вон.
В Талмуе (трактат Йома, 35) приводится история о бедняке, богаче и злодее, которые попали в мир иной. На небесном суде каждого из них спросили, почему он не изучал Тору в надлежащем объеме. Бедняк ответил: «Я был занят поисками заработка». Логичное объяснение, не правда ли? В трактате «Эрувин» сказано, что бедность заставляет человека забыть о собственных желаниях и желаниях Создателя.
Богач дал свой ответ: «Я управлял своим имуществом». Всё верно, в трактате «Пиркей-авот» написано: «Увеличивающий имущество, увеличивает беспокойство» (Пиркей авот 2:7)
Остается выслушать показания злодея. А тот спокойно произнес: «Я был занят… своим дурным началом».
Его реплика кажется странной. Ну сколько времени в день можно грешить? Бедность изматывает несчастного постоянно, богач хлопочет круглые сутки. Но почему грехи мешали злодею учиться? А потому что дурное начало поймало его в свои сети и изматывало его без перерыва…
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?