В первой главе Торы «Берешит» сказано: «И отослал его Г-сподь Б-г из Ган-Эдена». Наше общество принято называть обществом изобилия. Считается ли это преувеличением?
В предыдущих поколениях люди тщательно хранили старые заржавленные гвозди — а ну как пригодятся? Некоторые припрятывали обрывки веревок, которые могли понадобиться, чтобы завязать сверток. Рабби Авраам-Иешаягу Карелиц (Хазон-Иш) в одном из своих сочинений писал, что в субботу нельзя вскрывать консервную банку, потому что она тем самым превратится в сосуд и, цитируем, «многие люди пользуются такими коробками — например, чтобы хранить там мыло или гвозди».
Раньше всё было на вес золота. Никто и помыслить не мог об одноразовой посуде, жестяных баночках с газированными напитками и полиэтиленовых пакетах. По сравнению с нашими предками мы живем в раю, Ган-Эдене. Нажимаем на кнопку — и комната освещается. Другая кнопка зажигает огонь на газовой плите, а третья включает кондиционер.
Ушли в прошлое ящики со льдом и ведра, в которых носили воду. В каждом доме есть телефон, компьютер, вода, текущая из крана, канализационная система и автомобиль. Нет сомнений: мы — в обществе изобилия.
Сделало ли это нас более счастливыми по сравнению с нашими отцами? Почему мы вспоминаем о мудрых стариках из прошлого поколения, улыбающихся и спокойных? Почему, если мы оглянемся вокруг, то увидим бегущих, озабоченных и нервных людей?
Распространенный ответ — потому что мы тяжело работаем, достигаем новые цели, оплачиваем ипотечную ссуду. Если б мы были свободны от работы, как Адам и Хава в райский период, мы были бы совершенно счастливы.
Так ли это? Почему процент разводов выше именно среди сытых и богатых? Почему основной контингент психиатров — обеспеченные люди? Почему в скандинавских странах самые высокие показатели самоубийств и депрессивных состояний? Почему избалованные дети богатых родителей подсаживаются на иглу, едут в леса Амазонки и взбираются на Гималаи?
Ответ — у всех нас есть искаженное представление о рае. Если нас спросят, что же такое Ган-Эден, ответом будут «деревья, птицы, бабочки». Но это второстепенные детали. Счастье человека не исходит из окружающего его мира, оно проистекает из внутреннего содержания, так как это и происходило у Адама, первого человека.
Адам был безгрешным творением Всевышнего. Он излучал святость и чистоту. Если счастье излучается изнутри, оно, в худшем случае, растворится во внешнем мире. Но если в душе пустота или гниль, ничего не поможет. Наоборот, изобилие с одной стороны и отсутствие работы с другой станут основой греха, приведут к атрофии и разложению.
В этом и заключается основная проблема нашего поколения — счастье и удовлетворение мы ищем вне себя, в вещах, окружающих нас. Может быть, новый автомобиль сделает нас более счастливыми? Или микроволновая печь? Люстра? Украшения? Престижная квартира? Не дай Б-г, развод и поиск нового партнера?
Такое искаженное представление ошибочно и ложно. Рабби Моше Тейтельбойм, автор книги «Исмах Моше», пишет, что однажды ему приснился сон: он попал на небеса, где встретил одного из древних законоучителей-таннаев. Р. Тейтельбойм спросил у него: «Господин, скажите, где здесь находится рай?» Таннай указал рукой на свое сердце: «Здесь, внутри меня».
В талмудическому трактате «Бава батра» сказано, что наши святые праотцы удостоились жизни, подобной грядущему миру. Где? В своих шатрах, без электричества и воды из крана, без автомобилей и сотовых телефонов. Потому что Ган-Эден был в их сердцах.
Говорят, что не человек был изгнан из рая за грехи, а рай был изгнан из него. С каждой выполненнной заповедью, с каждым уроком Торы, с каждым добрым делом вы возвращаемся в Ган-Эден.
В главе «Берешит» сказано: «И к тебе его влечение». Комментатор Раши поясняет: влечение к злому началу, которое постоянно хочет ввести нас в грех.
Однажды к Гурскому ребе пришел человек и сел за субботний стол. Он внимательно наблюдал за раввином, который проводил трапезу вместе со своими хасидами. Внезапно, откуда ни возьмись, прилетела муха и уселась гостю на лоб.
Человек отмахнулся от назойливого насекомого, но муха не отстала. Он отмахнулся еще раз, но она и не думала улетать. Разгневавшийся гость изловчился, сбросил муху на стол и убил ударом кулака.
Он похолодел от ужаса — ведь сегодня суббота, а Тора запрещает убивать насекомых в шаббат. Гость не знал, куда деваться от стыда. Происходящее видели не только хасиды, но и сам Гурский ребе.
Вскоре выяснилось, что муха легко отделалась. Она был не убита, а оглушена. Насекомое расправило крылья и улетело.
В это мгновение раздался голос самого ребе: «В трактате “Брахот” сказано, что наше злое начало похоже на муху. Даже если вам показалось, что вы убили ее, вы ошибаетесь. Злое начало все еще живо. Оно, конечно, получило удар, но оправилось, встало на ноги и начало свою деятельность с удвоенными силами…»
Перед сотворением Адама Всевышний сказал: «Сделаем человека». Наши мудрецы задаются вопросом, почему человек был последним в списке сотворенного Б-гом. Ответ — если человек ведет достойную жизнь, ему говорят: «Ты важнее всех». Если же он недостоин похвал, ему напоминают: «Даже комар был создан раньше, чем ты».
В книге «Ноам сиах» приводятся слова праведника рабби Ицхака из Ворки, который разъяснял вышеприведенный мидраш следующим образом.
Жили-были два еврея. Один владел лошадью и телегой, а другой — только лошадью. Первый зарабатывал на жизнь благодаря лошади, а второй тратил на уход за лошадью заработанные им деньги.
Эта аналогия применима и к нашему мидрашу. Если человек ведет себя недостойно, он не считается венцом творения. Его миссия в этом мире — кормить ничтожного комара своей кровью.
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?