«И если законами Моими возгнушаетесь» (Бехукотай, 26:15)
История о человеке, который пришел к святому Ари, благословенна память праведника, и исповедался в своих греха. Содрогнулся святой Ари, услышав об ужасных грехах и преступлениях того человека.
Закончив рассказ, вскричал человек с болью сердца: «Скажи мне, пожалуйста, раби, какими мучениями искуплю я мои грехи и проступки?» Он был готов ко всему: к постам, истязаниям, ударам палками. Ответил ему святой Ари: «Грехи твои страшны. Он них сказано: “Душа согрешившая, она умрет” (Иехезкель, 18:4), если хочешь прощения грехов, ты должен предать душу свою смерти».
Ответил человек: «Пусть будет моя смерть искуплением всех моих грехов».
Сказал ему святой Ари, что он должен умереть от сожжения. А смертную казнь от сожжения, как сказано в Торе, исполняют заливанием в глотку кипящего свинца. Собрал Ари своих учеников, сказал вместе с грешником исповедь с плачем и слезами в три ручья. А после этого зажгли огонь, и разогрели на нем ложку со свинцом, который превратился в кипящую жидкость. Взял святой Ари ложку и сказал: «Закрой глаза». Человек закрыл глаза. Сказал святой Ари: «Открой рот». Тот открыл.
Налил святой Ари в открытый рот полную ложку… сладкого лекарства. Проглотил его человек, открыл глаза и удивился.
Сказал ему святой Ари: «Встань на ноги свои, брат ты наш! Уже удалены грехи твои принятием суда».
Почему рассказана здесь эта история? Потому что в эту субботу будут читать по свитку Тору благословения и упреки. Благословения — чудесны, и хорошо бы, чтобы они все быстро исполнились. А упреки — сердце сжимается, слыша их. Их читают быстро, тихим голосом, с дрожью. И в святом «Зоаре» (Зоар хадаш, Ки таво) сказано, что когда читают и слушают их, узнают, что есть награда и наказание, есть Тот, кто вознаграждает и наказывает. Когда знают, что заповедь ведет за собой заповедь, а грех ведет за собой наказание, когда сердце боится и дрожит, избавляются этим от наказания.
На что это похоже. На отца, который предостерег сына от ужасного дела, и пригрозил ему, что если совершит его — нападет на него злая собака. Сын согрешил и совершил то дело. Что сделал любящий отец: переоделся в собаку, и стал рычать и лаять. Испугался сын и задрожал, но вдруг понял: «Это ты, папа! Ты снова хочешь предостеречь меня, испугать меня, и я обещаю тебе, что больше не согрешу». Кто больше обрадовался этому — сын, избавившийся от страха, или отец, которому больше не надо пугать сына страшной собакой?!
В таком случае, упрек говорится, прежде всего, как сигнал тревоги и предупреждения. Но стоит добавить здесь еще одну основу. Рамбам, благословенна память праведника (Море невухим, 3:37), сказал, что наказание, заключенное в упреке, не произвольно. То есть, если ребенок надерзил и получил пощечину, то эта пощечина — справедливое наказание. Но почему именно пощечина, а не лишения прогулки, например? Вид наказание не соответствует здесь нарушению. Этого не происходит в наказаниях упрека, которые приходят по принципу «мера за меру» и указывают на грех. Например, говорит Рамбам, наказание «И нашлю на вас полевых зверей, чтобы уничтожили вас», почему приходит? Так как ходили к колдунам, чтобы своим колдовством изгнали полевых зверей из городов. И сказала святая Тора, что когда наступит время упрека, да смилуется Ашем, не поможет ничего, если нарушили слова Торы и обратились к колдунам.
Эти слова сказаны в общем и целом: есть те, кто увлекаются разными мистиками, предсказателями судьбы, гадалками на кофе и по картам, астрологами и хиромантами… Они просят у них совета, как избежать ударов судьбы, но святая Тора говорит: путь избежать ударов судьбы один — единственный: исполнение заповедей. Желающие могут получить благословение у великих в Торе, чьи благословения и советы верны и сопровождаются благословением Небес. Тот, кто обращается к колдунам всякого рода, совершает грех. Более того, то, чего он хотел избежать, будет его преследовать и настигнет, халила. Для чего обращаться к нечистым силам, если можно обратиться к святому источнику, великим в Торе — и спастись?!
Это был лишь пример. «У одалживающего под проценты — бизнес обрушится», — сказали наши мудрецы, благословенна память праведников (Бава Мециия, 71) Хотел заработать на грехе, с Небес позаботятся, чтобы он не только не заработал, но и наоборот.
«Тот, кто работает в канун субботы после полудня, не увидит благословения от своей работы» (Псахим, 50). Эти часы должны быть посвящены подготовке к субботе. Если их посвящают работе, то теряют со всех сторон.
В предыдущей главе мы читали строку об убытках, которые несет человек, который хотел заработать на ничейных фруктах седьмого года (шмиты). Правило: невозможно заработать на грехе, и не теряют от исполнения заповеди. Писал Рамбан (Шмот, 13:16): «Сказал Святой, благословен Он: слушайте Меня, ведь если человек не слушает Меня, то теряет (Дварим раба, 4:5). “исполняющий заповеди преуспеет, а совершающего грех — отсечет его наказание, все в соответствии с высшим постановлением” (Мааян ашавуа)»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его