«А Моше взял шатер и вынес его за пределы стана» (Ки тиса, 33:7)
Сорок дней отсутствовал Моше рабейну, а возвратился к другому народу. Не узнал его. Телец и пляски. Ужас. Перед грехом они смотрели на сияние Шхины и не дрожали, а после греха не могли смотреть даже на сияние лица Моше.
Перелом был настолько велик, разочарование настолько горьким, что Моше рабейну, верный руководитель, взял шатер и вынес его за пределы стана, отдалился. «И было: каждый ищущий Ашема выходил к Шатру откровения за пределы стана»
Гмара в конце трактата «Брахот» (63) рассказывает о реакции Святого, благословен Он, на это: сказал Святой, благословен Он, Моше: «Теперь скажут, что рав сердится, и ученик сердится, а что будет с Исраэлем? Скажи, возвращаешь ли ты Шатер на место. Если нет, Иеошуа бин Нун займет твое место!»
Ужасно: у руководителя нет права злиться и разрывать связи. Если бы Моше рабейну не вернул Шатер в стан, был бы отстранен от своей должности.
Это верно относительно руководителя, и верно в отношении к родителям: пусть сын сделает то, что сделает, даже золотого тельца, родители остаются родителями. И они обязаны быть с сыном, в хорошем и плохом. С одним условием: что он не портит своих братьев. Ишмаель хотел испортить Ицхака, и был изгнан. Но Эсав не мешал Яакову сидеть в шатрах Торы, и наш праотец Ицхак приближал его. Повторяющиеся в его речи, обращенной к Эсаву, слова — «сын мой», означает приближение.
Праведник, раби Шломке из Звеиля, благословенна память праведника, короновал каждого еврея словом «праведник». Ведь написано в пасуке ясно: «А народ Твой все праведники» (Ишайя, 60:21).
В Звеиле жил один ассимилированный еврей, повернувшийся спиной к вере и религии, и даже к общине и своему народу. Пресмыкался перед властями, примкнул к ним и снискал себе ненависть, проклятия и оскорбления.
Однажды он подвел радостный итог: нет ни одного еврея, избежавшего его сетей — успех полный!
Но вдруг его ударило: всю мелкую рыбешку он поймал, а кита упустил…
Еврей с самым большим доходом, не платящий ему ни гроша налогов это раби!
Большая толпа людей, ищущих спасения и украшающих его золотыми монетами, стоят у входа к раби. Правда, говорят, что ни один грош не ночует у раби. Этот грош он берет, а тот отдает, этот дарит, а тот принимает, но по какому праву уклоняется он от налогов?! Пусть вначале отделит налог, как полагается по закону, а потом жертвует, сколько хочет.
Надо потребовать от него вести учет доходов и расходов, с квитанциями, как это делает бизнесмен, а если откажется — наложить на него штраф. Он не выше закона!
И сразу же соединил решение с делом.
Вооружился ручкой и книгой проверки и поспешил к раби.
В субботний полдень…
Раби сидел за столом, окруженный хасидами, поющими субботние песни. Вдруг запахло дымящейся сигарой.
Услышал раби громкие крики: «Вон отсюда, наглец! Нашел время… пришел провоцировать, сейчас мы тебе покажем»!»
Поднял раби брови.
Он ничего не понял. Знаком показал, чтобы сделали ему проход посмотреть, отчего поднялась суматоха.
Люди расступились и он увидел возмущенного вероотступника.
«Что хочет праведник?» — приветливо поинтересовался раби.
Тотчас послышались громкие протесты: «У всего есть границы! Разве он тоже праведник? Когда раби называет нас праведниками, мы терпим, но он??? И сейчас? Во время провокации и издевательства, грубого осквернения субботы?»
Поднял раби руку, чтобы замолчали.
Сказал он: «Но ведь не на меня ваши жалобы. Написанное свидетельствует о нас: “А народ Твой — все праведники. Но у этого еврея есть вопрос к этому пасуку, а у меня нет ответа.
Все верно. Но лучше пусть будет вопрос об еврее, но не о пасуке”… (Мааян а-эмуна)
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»
Рав Ефим Свирский
Рав Цви Патлас,
из цикла «Короткие видео по недельным главам»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»