Темы:
«И невинного и правого не умерщвляй» (Мишпатим, 23:7)
Ужасная мафиозная шайка захватила власть над Чикаго. Ее участники взимали плату за покровительство, и горе было тому, кто отказывался от этого. Они организовали контрабандную сеть, подчинили себе торговлю, и горько было тому, кто осмеливался конкурировать с ними. Жестокая война между бандитскими группировками велась на улицах города, полиция была подкуплена, чиновники подмазаны, и все нити вели к одному человеку. Аль Капоне. Однако нелегко было его уличить. Задействованы были первоклассные адвокаты. Каждый шаг тщательно продумывался. Невозможно было обвинить его в уголовных делах. И все же, в конце концов, выход нашелся: его обвинили в сокрытии доходов от налогов и приговорили к пожизненному заключению.
Все знали, что это фальшивый повод. Причина, чтобы возложить на него вину и убрать с дороги. Судья выполнил работу следствия. Но подумаем, что было бы, если бы Аль Капоне предстал перед судом Торы?
Такой судья преступил бы, по словам рабейну Авраама Эвен Эзра, благословенна память праведника — закон: «И невинного и правого не умерщвляй. Но есть ли нужда в таком предупреждении? Разве можно подумать, что раввинский суд прольет невинную кровь? Однако здесь имеется в виду злодей и мерзавец, обвиненный сейчас в определенном преступлении, и судья знает, что в данном случае он не виноват. В данный момент — он невиновен. И не может сказать судья: ага, выпал случай обвинить его, взыскать с него за все. Нет! Суди каждое дело в соответствии с его сутью.
Все это верно. Но сейчас перейдем от аморального Чикаго к нашей обычной жизни. Не раз и не два возвращаемся мы домой раздраженными и раздосадованными — причин для этого хватает. Происшествия на работе, пробки по дороге домой или просто плохое настроение. И тогда, к несчастью, кто-нибудь подействовал нам на нервы. Он, разумеется, виноват, как всегда. Или своим действием, или возмутительным разговором. Только этого не хватало… И не знал он, что поджег бочку с порохом. И мы реагируем без всякой связи с происшедшим. Как серьезно, как пламенно — большой взрыв. Сбрасываем с себя все стрессы, освобождаем пружину. И припоминаем ему вдруг все прежнее зло, все ссоры и обиды, обматываемся взрывчатым поясом и нажимаем на кнопку. Взрываемся, и пусть все взорвется. И преступаем запрет “и невинного и правого не умерщвляй”… Чем виноват несчастный в нашей нервозности, ведь мы преступили все рамки.
Как сказал раби Исраэль Салантер, благословенна память праведника “Если ты прав, смотри, останься правым!”… Повод для размышления и практического применения.(Мааян ашавуа)
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?