«И возьмут Мне пожертвование» (Трума, 25:2 )
На первый взгляд, казалось бы, надо написать: «И дадут Мне пожертвование», так как слово «возьмут» означает берущих, тех, кто получает. Однако, в словах Торы — истина. Она говорит нам, что человек не теряет, когда дает пожертвование, только выигрывает.
Рабейну «Бен Иш Хай» уподобил это человеку, который в первый раз в жизни увидел земледельца, идущего по полю и бросающего зерна пшеницы на борозды. Сказал он: «Какой глупец! Взять хорошие зерна, которые можно съесть, и так просто разбрасывать их». Но мы знаем истину: каждое зерно вырастет в колос и даст урожай во много раз больший, чем одно зерно.
И об этом сказано: «Сейте себе пожертвование» (Ошеа, 10:12 ). Пожертвование — как сеяние, дающий пруту, получают много шекелей.
Мидраш для нашей главы говорит, что тот же закон относится и к изучению Торы. Есть те, кто полагает, что изучение Торы — это пожертвование. Вот, этот изучает профессию, приобретает специальность и работу, а другой, бедный, учит Тору… Но на самом деле все наоборот. Сколько ученых ходят без работы. А кто-нибудь видел безработного рава? Голодного мудреца? Он всегда найдет себе должность, всегда заработает почетным образом «. И не видел я оставленного праведника» (Теилим, 37:25).
Рассказывает Мидраш ( Танхума, Глава «Трума, 2 ) историю о двух торговцах, плывущих на корабле, один из которых был мудрецом. Спросили его: где твой товар? Ответил он мой товар лучше вашего. Стали искать они на складе и увидели, что он едет без багажа. Посмеялись над ним.
В дороге напали на них пираты и отобрали у них все имущество. Вышли они на берег без всего.
А тот мудрец пришел в дом учения и стал учиться. Когда обнаружили его величие, оказали ему уважение и назначили главой ешивы. Когда он шел в свое жилище, сопровождали его главы общины. Сказал он им, пожалуйста, окажите милосердие торговцам, которые были со мной на корабле, дайте им еду и жилье». А торговцам он сказал: «Разве я не был прав, когда сказал вам, что мой товар лучше вашего?!»…
Ибо этот товар лучше, чем все товары.
Раби Меир говорит: оставлю я все существующие в мире ремесла и буду учить своих сыновей Торе (Трактат Кидушин, 82).
Родители хотят самого лучшего для своих сыновей и дочерей, которые являются самым дорогим сокровищем, врученным им. Это естественно. Что они хотят для них — высокий уровень учебы, и это справедливо. В изучении Торы высокий уровень обучения. Родители хотят также великолепные и просторные здания. И есть в религиозных школах просторные здания, радующие сердце, а есть пока — подчеркиваем: пока — здания тесные, и прикладываются все усилия, чтобы найти подобающие здания.
Но обратим внимание родителей на урок из нашей главы: Ковчег, где находились две скрижали Завета, снаружи и внутри был покрыт золотом. Чтобы сказать тебе, что в вопросах воспитания не смотрят только на внешнее, и нужно смотреть, есть ли внутри золото, чистое золото.
А религиозное воспитание — это золото . Чистый разговор, без проклятий и ругани. Без сквернословия, вызывающего отвращение. Отношение к ближнему, особенно к более слабому, полно сочувствия и помощи. Без насилия, без преступности. С уважительным и почитающим отношением к родителям, послушанием и дисциплинированностью. И это кроме традиции и наследия, знания обычаев Исраэля, праздников, молитв и Теилим.
А что написано в Торе? «А в ковчег положи Свидетельство союза, которое Я дам тебе». И комментировал Раши: «Тора — свидетельство между Мной и вами, и Я заповедал вам исполнять заповеди, записанные в ней». Она — спрятанное сокровище, и каждый может удостоиться его и удостоить своих сыновей, приходя на ежедневные уроки Торы, и давая сыновьям религиозное образование, такое чудесное. (Мааян ашавуа )
Рав Ашер Кушнир
Не поняла, где и в чём?
Неизвестные исполнители
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Рав Авраам Куперман
Рав Ицхак Зильбер
Разбор текста самой известной ханукальной песни
Шауль Резник,
из цикла «Поём на иврите»
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Рав Исроэль Зельман
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»