«Рука Б-га это» (Ваэра, 8:15) Кто-нибудь понимает фараона? Он рабовладелец, несправедливый и неблагодарный. Постыдно измывается. Его просят отпустить евреев, но он отказывается. Ладно. Но избавитель говорит, что пришел силой Творца. Предостерегает, что его жизнь и жизнь его народа станет кошмарной. А фараон: «Кто такой Ашем, чтобы я слушался его голоса». Ладно, покажут тебе, кто такой Ашем. Йор, река Нил, артерия жизни Египта, превращается в кровь. Рыбы умирают, гниют и отравляют. Какая реакция фараона — он призывает колдунов, и они своим волшебством превращают немного воды (которую купили у евреев за полновесные деньги) в кровь. И этого достаточно фараону, чтобы игнорировать предостережения, повернуться спиной и укрепить сердце. Весь Египет наводнен лягушками, они в тарелках, в одежде, в постелях, ужас. Какая реакция фараона? Он призывает колдунов, и они добавляют еще немного лягушек к их огромному количеству, и фараон успокаивается. Моше рабейну отдает распоряжение, и тела египтян становятся черными от вшей, земля превращается в ковер из вшей, только евреи и их скот избавлены от них. Колдуны в бессилии поднимают руки, и что говорят? «Это не для Исраэля произошло, чтобы отослать их, это лишь стихийное бедствие, произошедшее от воздействия звезд, правящих Египтом (Эвен Эзра). Главное: игнорировать…
Как можно не обращать внимания?! Настолько?!
Однако это не тяжёлый вопрос. Человек, находящийся в плену у этого мира, составляет себе взгляд о происходящем, и уже не может отойти от него, понять по-другому. Все подгоняет под свои взгляды.
История об одном деревенском жителе, который пришел к раву попросить благословение. Он хочет поехать по делам в столицу и просит благословения на успех.
“Где ты будешь жить?” — спросил рав.
Ответил еврей: “Наши братья евреи гостеприимны, наверняка найду благотворительную гостиницу”.
Рав, который знал, что не каждый еврей строго соблюдает алахические законы, предостерег его хорошо проверить домашние трапезы и соблюдение законов кашрута.
Через две недели еврей вернулся, рассказал, что благословение рава помогло, и его дело уладилось самым лучшим образом, с Б-жьей помощью. И гостиница была прекрасной, и кашрут не вызывал никакого сомнения! “Чудо из чудес, — взволнованно рассказывал он, — несмотря на то, что они не религиозные. Ходят без головного покрытия, и дома нет мезуз. Но о кашруте нечего говорить!”
Рав насторожился. Еврейский дом без мезузы, тогда кто же ответственен в нем за кашрут? “Откуда ты знаешь, что там соблюдают кашрут?” — поинтересовался он.
Еврей снисходительно улыбнулся: “Пусть рав будет спокоен! Я вначале опасался. Но увидел, что около каждого, кто там ел, положили ложку, нож и скребок. Я сразу понял, что кашрут здесь выше всего!”
“Скребок? — удивился рав. — Что это такое?”
“О, это гениальное изобретение, устрожение богатых! Рав понимает, что они опасаются, что кто-нибудь захочет почесаться во время трапезы и осквернит руки. Поэтому положили скребок, чтобы почесался, не трогая рукой свое тело!”
Потемнело в глазах рава. Понял он, что деревенский житель впервые в жизни увидел вилку, но не понял, как ее использовать. Он принял ее за скребок для устрожающих… Кто знает, что он ел, полагаясь на воображаемое устрожение.
Но деревенский житель не виноват, в самом деле, нет. Он истолковал то, что видел, в соответствии со своими понятиями, со своим миром…
И фараон, находящийся в плену своего взгляда на мир, где нет Б-га, и его мир — это мир колдунов, природы и звезд, все определяет в соответствии с этим взглядом.
Но что нам удивляться фараону. Если на Египет обрушилось десять казней, то сколько же их опустилось на нас? И в сфере безопасности, и в экономике, и в здоровье, и в системе образования. Открыли ли наши лидеры глаза и сказали “Рука Б-га это”, или все поставили в зависимость от природы и звезд?…
Но зачем нам удивляться нашим лидерам, как мы сами относимся к событиям нашей жизни? Когда мы сказали: “Рука Б-га это!” (Мааян ашавуа)
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?