«Скрестил руки свои» (Ваехи, 48:14)
Праведник Йосеф поставил перед отцом двух своих сыновей, первенца и младшего: Менаше справа, а Эфраима слева. Сказал Яаков, что так подобает сделать. Факт: он не поменял внуков местами. Но что сделал: поменял положение рук — возложил правую руку на голову младшего, а левую руку на голову первенца: «Знаю я, сын мой, знаю я! Он тоже (Менаше, первенец) станет народом, он тоже будет велик, но меньший брат его (Эфраим) будет больше него, и потомство его будет многочисленнейшим из народов» (Ваехи, 48:1).
Каково толкование этой главы? Чему хочет научить нас Тора? Какой вечный урок спрятан в этих словах?
Наши мудрецы нашли в них целый мир, давайте, послушаем слова мудрецов. Написанное говорит: «Кто человек, жаждущий жизни, любящий долголетие, чтобы увидеть благо. Удались от зла и делай добро». Это проложенный путь. Вначале «удались от зла», а потом «делай добро».
И это путь, проложенный праведником Йосефом. Менаше — от слов забывание и отдаление, удалиться вначале от зла, а после — Эфраим, от слов расплодиться и умножиться в хороших делах. И также праотец Яаков признал, что это прекрасный путь, и не поменял положение внуков. Но в действительности, скрестил руки. Так как если будем ждать духовного возвышения, уничтожения зла и исправления качеств, кто знает, придем ли когда-нибудь к свершению добра.
Сделаем акцент на уроках Торы, исполнении заповедей, но никоим образом не забросим, даже на время, исправление качеств! Изучение мусара (морали)! Прокладки пути к личному совершенству, к очищению и утончению.
Это истина. Но как трудно улучшить даже одно качество. И тем более — все! Поэтому пришел пророк Хавакук и настаивал на одном: «Праведник верой своей будет жить».
То есть, как он сможет устоять в своей праведности и одолеть испытания, даже если качества его пока не очищены? — Закалкой веры, укреплением богобоязненности.
Как поучительна притча Хафец Хаима, благословенна память праведника, о важности веры.
История об одном могучем царе, царствовавшем над многими государствами, правящем огромной империей с чудесной мудростью и наблюдавшем за всем. Не ускользало от его глаз ничего, и исполнители его приказов находились во всяком месте и верно осуществляли его распоряжения. Огромная сокровищница была у него, неисчерпаемое богатство, и он тратил его для блага жителей своего царства. Торговля процветала, богатство возрастало, и все были счастливы, восхваляя за это царя.
Но вот, одно известие взволновало царство — царь собрал всю свою свиту и вышел во главе нее в далекий поход в отдаленную область на окраине царства. Распорядился он собрать всех жителей города, в который он направился, города провинциального и сонного. Хотел он оставить им свои подробные указания, но перед этим произнести перед ними речь.
Его сопровождали толпы журналистов, которые передавали своим читателям сообщения о царе, его почетной свите, и о милостях, которые оказывал царь жителям той отдаленной области. Но главное, о чем все строили догадки: что скажет царь в своей речи. На чем сосредоточится, что подчеркнет.
Несомненно, приказ, который он отдаст, будет очень важным. Главным и центральным. Суть его желания.
Пример, как бы он ни был раскрашен в яркие краски, будет казаться бледным по сравнению с реальностью.
Наш мир — как горчичное зернышко по сравнению со вселенной. А вся вселенная, — как ничто по сравнению с духовными мирами, расположенными над нами. И Святой, благословен Он, склонил Небеса небес к земле и открылся во главе десятков тысяч станов ангелов, чтобы дать Тору своему народу. Как это волнует. Как мы должны быть благодарны.
Но Он сам, открывшись, сосредоточился на одном — заповеди Веры.
Как важна эта главная и основная заповедь. (Мааян а-эмуна)
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
В одну из суббот не получилось зажечь свечи. Как это можно исправить?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
Работа — наш дом?
Рав Реувен Куклин
Что зажигать прежде: ханукальные свечи или субботние?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы, фонограмма видеоуроков»
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Неизвестные исполнители