«И взошло ему солнце, когда он проходил Пнуэль» (Ваишлах, 32:32)
Сказал святой Магид из Межерич, благословенна память праведника: главное в цельности веры — это очень укрепиться в вере, принятой от отцов. И даже если все исследования в мире будут противоположны вере, не нужно слушать их совсем, нужно только быть крепким в вере, полученной от отцов.
Автор книги «При а-арец» (Ваэтханан, 80) так объяснял слова мишны (Пиркей авот, 4:9): «Всякий, исполняющий Тору в бедности», то есть, бедности постижения, из простой веры, «в конце будет исполнять ее в богатстве», с пониманием и высокими постижениями.
Но сказал автор книги «Атерет йешуа» из Дежикова, благословенна память праведника, о пасуке на нашу главу «И взошло ему солнце, когда он проходил Пнуэль», если занимается он исследованиями, отворачиваясь от веры в Ашема, от Пней Э-ль (Лица Б-га), тогда: «Он хромает на бедро свое», не будут основываться эти исследования на истине.
Праведник, автор книги «Биркат Авраам» из Слонима, благословенна память праведника, дожил до глубокой старости, но в конце жизни стал плохо видеть. Лечили его врачи, и он принимал лекарства. На врача, который хотя и не исполнял заповеди, произвели очень глубокое впечатление личность раби, его разум и сообразительность. Пытался он спорить с ним о вере и знаниях. Не то, чтобы он был философом, но были у него мировоззрение и знания.
Улыбнулся раби: «Если отвечу тебе, и докажу, что ты ошибаешься, и есть суд и Судья, Ган Эден и Геином, вернешься к тшуве?»
«Нет, — откровенно ответил врач, — это лишь теоретический спор»…
Сказал ему раби: «Пример, на что это похоже. Слепой шел по крыше и приблизился к ее краю. Остановил его человек и сказал: “еще два шага, и ты упадешь и разобьешься”
Ответил слепой: “Я так не думаю. Моя логика говорит, что если до этого места существует настил, он простирается и дальше”.
Ответил ему человек: “Логика говорит обратное, что поскольку есть граница у здания, то чем больше ты идешь, тем ты ближе к краю”.
Ответил слепой: “Допустим, ты убедил меня, но это теоретический спор”, и прошагал три шага…
Улыбнулся врач: “Красивый пример”…
Сказал раби: “Но я тебя понимаю. Сформулируем это так: ты смирился с тем, что живешь во лжи. Пока ты наслаждаешься, и будь что будет. Но меня ты считаешь человеком правдивым, факт, что я приношу свои удовольствия в жертву истине. Если ты сможешь убедить меня в сомнительности этой истины, я изменю свой путь”.
Врачу было неприятно, но он спросил, может ли он представить те доводы, которые слышал, и выслушать ответ?
“Не поможет тебе, — улыбнулся раби, — расскажу тебе историю”.
Британцы правили в Индии. Послали они врача в одну из отдаленных деревень. Прибыл врач и увидел там земледельцев, которые не ели мясо и питались скудно бедным урожаем. Все были худые и слабые до ужаса. Пытался он изменить их взгляды. Если будут есть мясо, будут здоровее и сильнее. Он наткнулся на решительный отказ.
Он решил убедить деревенского священника, а остальные пойдут за ним.
Пришла ему в голову идея: “Вы пьете воду?”
“Конечно”, — ответил священник.
“В таком случае вы едите мясо. Умерших животных!” — сказал врач. Он положил каплю воды на блюдце микроскопа и дал священнику посмотреть в микроскоп.
Увидел священник массу живых микробов, кишащих в капле воды!
“Что ты скажешь на это”, — спросил врач с чувством победы.
“Вот мой ответ”, — сказал священник и разбил микроскоп…
“Что ты скажешь об этом ответе?” — спросил рпби.
“Варварский! Уклонение от действительности!” — ответил врач.
“А кто прав в этом споре?” “Врач, разумеется”
“Ошибаешься”, — сказал рав. — Смотри, мы не вегетарианцы. Но они по их взглядам, не убивают животных и не едят их мясо. А теперь, как к врачу, у меня есть к тебе вопрос: когда я пью стакан воды, полный микробов, я убиваю их?»
«Нет, — ответил врач, — они существуют даже в кишечнике».
«А я наслаждаюсь их мясом?» — продолжал спрашивать раби.
«Нет в них мяса», — улыбнулся врач.
«Ну, тогда в чем заключалось доказательство врача?!»…
Растерялся врач. Он не думал об этом.
«Необразованный индиец не знает этого. Он знает только одно: он из глубокой религиозности соблюдает веру отцов и не позволит никаким доказательствам переубедить его. И ты видишь, он прав.
И если он так, то мы, с традицией наших праотцев, тем более!»
Врач был взволнован: «Прошу прощения»… (Мааян а-эмуна)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Авраам Коэн
Именно здесь, в Иорданской долине, напротив города Йерихо, еврейский народ под руководством Йеошуа Бин-Нуна вошел в землю Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.