«И дал Авраам все, что у него, Ицхаку» (Хаей Сара,25:5)
Кроме того, что три праотца укрепили в народе Исраэля силу веры, они укоренили также на поколения качества, которые были присущи только каждому из них, и потому «три признака у этого народа: милосердные, стыдливые и творящие добрые дела». Совершение добрых дел — это наследие нашего праотца Авраама, и милосердие распространилось в мире ради него (Мидраш Берешит раба, 60). Стыдливость — наследие Ицхака, как сказано (Трактат Недарим, 20) «Чтобы был страх на лицах ваших, дабы не грешили» — это стыд. Милосердие — наследие Яакова, который был самым милосердным из праотцев (Мидраш Берешит раба, 75), как сказали наши мудрецы, благословенна память праведников. И еще сказали (Трактат Бейца, 32), что тот, кто милосерден к творениям — из потомков нашего праотца Авраама, а тот, кто не милосерден — не из потомков нашего праотца Авраама. И установлена алаха: каждый, кто нагл, или не жалеет творения, или не милосерден к ним, подозревают, что он не из Исраэля (Рамбам, Исурей бия, 19:17).
Пришел человек и рассказал раву из Бриска, благословенна память праведника, что его маленький сын издевался над бездомной кошкой. Запрет «причинять страдания животным — из Торы», и не хорошо поступать так сыну рава. Потемнело лицо рава, и он сказал твердо: «Ложь! Мой сын не издевался над животными. Ты видел это своими глазами?»
«Да, но издали. Однако я уверен, что это был сын рава!»
Тогда выясни. Это клевета. Когда ему исполнится тринадцать лет, попроси у него прощение».
Стал тот человек разузнавать об этом случае, и выяснилось, что рав прав. Другой мальчик бросал камни. Вернулся он к раву и сказал ему об этом.
Рав не удивился: «Ведь я сказал тебе об этом».
Не понял человек: «Как рав узнал это?»
«Пожалуйста, скажу тебе. Мой папа был гаон, раби Хаим из Бриска, благословенна память праведника, и, как известно, он был человеком милосердным. Что это значит? Он никогда не запирал двери нашего дома, ни днем, ни ночью. Каждый человек, которому нечего было делать, мог найти что делать в доме рава. Придти, выпить горячего чаю, поболтать и посмеяться, задать вопросы по алахе, побеседовать на темы Торы, попросить совета и наставления.
Женщины в трудном положении, которые не хотели растить своих малых детей, подбрасывали их на порог дома моего отца, и мой папа их растил. Платил кормилицам, усыновлял, воспитывал, женил — десятками. Вдова, запоздавшая с платой за квартиру, была выселена из нее, и поселилась в доме рава со своими шестью детьми.
Как-то в шутку спросили рава, для чего он поставил в доме дверь. Ответил он, что, по мнению Рамбама, только на входе, где есть дверь, обязаны установить мезузу, поэтому нужна дверь.
“Теперь ты понимаешь, — сказал рав из Бриска, — папа был безгранично милосердным, и милосердие превратилось в его суть. И поэтому не может быть, чтобы его внук был жесток! Качество, превратившееся в суть, укореняется в поколениях!” (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский