Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Недельная глава Реэ 2. Если можно испортить, то можно исправить

Темы: Реэ, Оцарот

Если можно испортить, то можно исправить

«Не делайте подобного Г-споду Б-гу вашему» (Реэ, 12:4)

Гаон, раби Бенцион Аба Шауль, благословенна память праведника, глава ешивы «Порат Йосеф», все видел через призму алахи. Однажды он пришел давать урок, и один из учеников хотел подать ему стул, но стул наткнулся на стену и отломал кусочек штукатурки. Посмотрел на него рав и мягко спросил: «Знаешь ли ты, какой запрет ты нарушил?»

Удивился ученик, а лучшие ученики начали анализировать алахот. Они начали обсуждать, есть ли тут запрет навредить или обязанность заплатить. Завязался бурный спор. Приводили доводы, что нет здесь запрета воровства, и это распространенный ущерб, как потемнение стен, и нет дома, в котором живут, без царапин и амортизации. Говорили, что нет здесь ущерба, равного стоимости гроша, ведь дом, в общем, не потерял своей цены. А глава ешивы слушал объяснения и не реагировал, терпеливо ожидая, когда утихнет буря.

Когда страсти утихли, сказал он: Разумные речи я слышал, а ответа не услышал. Вы забыли запрет из Торы: «И разбейте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и священные деревья их сожгите огнем, и изваяния богов их срубите, и уничтожите имя их с места этого — не делайте подобного Г-споду Б-гу вашему». И учили отсюда наши мудрецы, благословенна память праведников (Трактат Макот, 22), что запрещено уничтожить и стирать, халила, любое Имя из святых Имен Святого, благословен Он. И однажды случилось вне Земли Исраэля, что, рисуя украшение на одной из стен синагоги, художник по ошибке написал на рисунке Имя Б-га. И в течение сотен лет эту стену не красили, и даже опасались удалить паутину из опасения отколоть побелку и стереть Имя. И еще учили здесь запрет разбивать камень из жертвенника или Храма. И писали законоучители, что синагога и дом учения называются «малым Храмом», и если это так, то разбивающий что-то из их стен, нарушает этот запрет. Смотрите, сыновья мои, как должно быть взвешено и отмеряно каждое движение, и соответствовать всем частям «Шульхан арух» и алахе.

Эти чудесные слова связаны с нашей недельной главой. Но не менее этого, они связаны с месяцем элуль, на пороге которого мы стоим. И не только синагога и дом учения — «малый Храм». Мы тоже, каждый из нас — «малый Храм». Для Шхины Благословенного. Как написано: «И сделайте мне святилище, и Я буду жить среди вас» (Шмот, 25:8), внутри сердца каждого еврея.

И таким образом, каждым грехом, который мы совершаем, халила, мы разрушаем, халила, камень нашего личного Храма, да смилуется Г-сподь. И мы нарушаем запрет «не делайте подобного Г-споду Б-гу вашему».

Учили мы в дни траура агадот о разрушении Храма, и потрясала нас история о злодее Тите, который взял развратную женщину, привел ее в Святая святых и совершил с ней грех (Трактат Гитин, 56). Но в святом Зоаре сказано, что сердце человека — как Святая святых, и каждый, кто просматривает газеты и нерелигиозные средства массовой информации, и тем более сеть Интернета, развратную, порочную и замусоренную, базирующуюся на грязных водах сквернословия, и внедряющую в сердца уродливые мысли, похож на Тита, оскверняющего Святая святых в своем сердце. И если появляются у еврея мысли неверия, халила, он вносит идола в чертог, в свой внутренний чертог. «И увеличивает, упаси Г-сподь, силы нечистоты намного, намного больше, чем это сделал Тит своим развратом в Святая святых».

Ужасно. Есть ли этому искупление?!

Ответ: есть. Так говорит божественный тана, Бава бен Бута Ордусу (царю Ироду): «Тот, кто потушил свет мира, пусть идет и занимается светом мира». И построит другой Храм, красивый и великолепный. И тот, кто погасил божественный свет в своем сердце из-за своих грехов, в грешных мыслях, которые тяжелее самого греха, пусть идет и займется светом мира, добавляя заповеди, усиливая сосредоточенность в молитве и благословениях, участием в уроках Торы. Так мы вернемся и отстроим наш личный Храм, восстановим его, заделаем проломы и добавим ему великолепия. Так удостоимся мы присутствия Шхины в нашем сердце и выполним написанное: «Во всяком месте, в котором вспомнишь Имя Мое — приду к тебе и благословлю тебя». (Мааян ашавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Муж постоянно обижается на меня, а еще он очень вспыльчивый

Вчера, отвечает Хая Черняк

Дочь учится далеко от нас и тянет до последнего с принятием субботы…

23 декабря, отвечает Рав Рафаэль Шустер

Устроилась на работу и поняла, что испытываю чувства к директору…

22 декабря, отвечает Ципора Харитан

Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением Шабата зажигают свечи. Читать дальше

Откуда взялась традиция зажигать свечи?

Рав Овадья Климовский

Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?

Суббота. Подробности заповеди зажигания свечей

Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»

Что делать, если не зажгла свечи на шабат?

Рав Бенцион Зильбер

В одну из суббот не получилось зажечь свечи. Как это можно исправить?

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...