Широко известно: играя, дети учатся. Индивидуальные игры развивают способность ориентироваться в ситуации, эмоционально в нее включаться. С помощью игр дети приобретают разнообразные практические навыки. Один из наших мудрецов, Раба, приносил домой треснутые глиняные горшки и разрешал детям разбивать их во время игр. Так высвобождались излишки энергии и напряжения эффективная форма «игровой» терапии16. Игры со сверстниками имеют все эти преимущества, и, кроме того, в групповых играх дети приобретают навыки общения и представление о духовных ценностях.
Однажды мудрецы Талмуда раби Элиэзер, раби Иеошуа и раби Гамлиэль обратили внимание на то, как играют дети17 отделяют разные горки песка и комментируют: «Это трумот, это маасрот»» (грума доля урожая, которую евреи Эрец-Исраэль отделяют в пользу коаним потомков Аарона; маасэр десятая часть урожая, которую евреи Эрец-Исраэль отделяют в пользу колена Леви). Так дети инсценируют и закрепляют понятия, полученные от взрослых.
В играх между родителями и детьми есть свои достоинства. Играя с ребенком, родители общаются с ним на детском уровне. Игра удается только тогда, когда взрослый как бы превращается в ребенка: «…когда у человека есть дети, он часто позволяет себе выглядеть глупо, чтобы развлечь их»18. Когда взрослые, играя с ребенком, находят в этом удовольствие и для себя, создается обстановка взаимопонимания. Дети на время освобождаются от традиционных отношений с родителями, полных критики и нареканий. В игре дети и родители полностью расслабляются: их связывает общее увлечение. Дети видят в родителях товарищей по игре; между ними исчезает отчужденность, усиливается привязанность друг к другу.
Кроме того, игра повышает эффективность обучения. Профессиональные учителя и ребе знают об этом и широко используют игровые формы обучения для того, чтобы облегчить усвоение учебного материала. Например, в Талмуде часто описывается использование загадок и увлекательных рассказов как метода обучения19. И родителям легче научить своих детей чему-либо в процессе совместных игр и забав, чем с помощью нотаций и упреков.
В процессе обучения необходимо делать для детей небольшие перерывы, чтобы они отдохнули и набрались сил.
Например, Раба перед началом урока высказывал ученикам какую-нибудь легкую веселую мысль, снимая у них тем самым напряжение и усталость, подготавливая их к восприятию новых идей20.
Можно сказать, что игра оказывает многостороннее положительное влияние на процесс воспитания, усиливает эмоциональную и интеллектуальную восприимчивость ребенка. Родители, которые время от времени играют с детьми, не только создают атмосферу теплоты и доверия, но и одновременно расширяют свои возможности наставника и руководителя.
Пример 1 Неправильно:
Мать (съев свою порцию пирога): Шевале, дай мне кро-ошечный кусочек своего пирога!
Ребенок: Нет, мама, я тоже хочу.
Мать: Ну, лапочка! Страшный великан мама не наелась и хочет еще. Ну, кусочек!
Ребенок: Нет, я сама его хочу.
Мать (съедая пирог с детской тарелки): А-ам! Что случилось? Ой, пирог исчез!
Комментарий
Маме, может быть, кажется, что она играет, как ребенок. На самом деле она его только из себя «строит». Мама съедает пирог вопреки желанию дочки, но та абсолютно не свободна ответить ей тем же: отнять что-нибудь в ответ или еще как-либо «отомстить», как бы она это сделала, играя с другими детьми. Фактически девочка остается в роли ребенка, а мать в роли взрослого, в руках которого власть и который пользуется ею, чтобы получить свое.
Если взрослые и дети играют вместе, они временно должны отказаться от своих традиционных ролей и играть «на равных». Это касается и настольных игр (шашек, шахмат, игр в «слова», «имена», в поиски рифм), и ситуативных («дочки-матери», «школа») или подвижных (футбол, «прятки», «салки»). Разумеется, обращение с родителями во время игры должно быть предельно уважительным. Игровая обстановка вовсе не означает фамильярности и нарушения обязательств детей и родителей по отношению друг к другу. В этой ситуации родители играют роль родителей-друзей, а не просто друзей. Их наставническая роль временно «замораживается», и на первое место выходит роль друга и партнера по играм.
Пример 2 Неправильно:
Ребенок: Мама, давай поиграем в «Тук-тук, кто там».
Мать: Давай. Тук-тук.
Ребенок: Кто там?
Мать: Минутку… Я только добавлю томатный соус… Все… Сара!
Ребенок: Какая Сара?
Мать: Ой, я забыла купить апельсиновый сок!
Ребенок: Какая Сара?
Мать: Где я возьму сейчас апельсиновый сок? Может, занять у миссис Миллер?
Ребенок: Мама! Я спрашиваю, какая Сара.
Мать: Доктор Сара дома?
Правильно:
Ребенок: Мама, давай поиграем в «Тук-тук кто там».
Мать: Давид, я сейчас готовлю обед. Ты согласен играть, когда я буду готовить, или подождешь, пока я закончу? Тогда я смогу уделить тебе больше внимания.
Комментарий
В «неправильном» диалоге мать пытается играть с ребенком, но ее мысли заняты приготовлением обеда. В принципе, можно принимать участие в несложных шуточных играх по ходу срочных дел лучше играть так, чем не играть вообще. Однако главная ценность шуточной игры в той веселой эмоциональной атмосфере, которая создается между ее участниками, и, если можно, лучше выделить для нее специальное время. Это не оторвет вас от дел надолго, но какую щедрую дозу любви получает ваш ребенок! Внимательный взгляд, сосредоточенное внимание, общий смех и все за две-три минуты! А «отсутствующая», рассеянная мать из «неправильного» диалога разочарует ребенка, и у него пропадет всякое желание играть. Естественно, он подумает, что для нее хлопоты на кухне дело куда более важное, чем его игры. (Может быть, так оно и есть, но демонстрировать это детям не стоит.) Другое дело, если ребенок сам соглашается играть с родителями при условии, что они в это время будут еще чем-то заняты. По крайней мере, он готов к тому, что они будут не слишком внимательны к происходящему. В этом случае его удовлетворит то внимание, которое ему могут уделить. А если ребенку важно, чтобы, играя с ним, родители не отвлекались, он согласится подождать, пока они освободятся. И в том, и в другом случае с педагогической точки зрения ситуация будет использована удачно.
16 Йома 786
17 Талмуд Иерушалми, Санхедрин7:13.
18 Берешит раба 47.
20 Песахим 117а.