Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Муж и Жена, Уважение, Ита Минкина, Подростковый период
Здравствуйте, я хотела бы продолжить вопрос о своем сыне (я задавала вопрос о том, как доставить радость серьезному, заваленному учебой ребенку). Вот с какой стороны. Через два месяца у него, дай Б-г, бар-мицва. Как мы готовимся? Он учит алию (те отрывки, которые ему предстоит читать, когда его впервые вызовут к Торе), чтобы при стечении народа показать себя и семью с лучшей стороны.
Меня волнует, что кроме этого почти никаких занятий по подготовке у него нет. Думаю, что законы он знает достаточно хорошо, чтобы после бар-мицвы не нарушать. Хумаш когда-то изучал, сейчас только слушает уроки. С одной стороны, нагрузки хватает, загружать еще учебой не хочется. С другой стороны, я чувствую, что это такое важное событие, бар-мицва, а отношение — как к трудному экзамену, публичному выступлению. (Но для мужа это очень важно, чтобы сын сам читал Тору в миньяне). А где же личное, душевное понимание?
И тут надо сказать, что у нашего папы с изучением Торы как-то не сложилось. Для него учеба — это еще одно «надо», не видит он в этом ни удовольствия, ни особого духовного роста. Может быть, не попался его учитель. Может быть, много комплексов (начал учиться почти в 40, так и не овладел ивритом, серьезно учиться времени не было, а другие вон как продвинулись). В общем, с сыном он не учится. Хотя иногда ведет очень задушевные разговоры о вере и молитве.
Я могу немного читать Хумаш с комментарием Раши, с удовольствием бы поучилась с сыном. (Один раз был такой вариант: я читаю комментарии, а муж комментирует со своей стороны — и это очень умно и очень интересно. Но так получилось случайно, он пришел во время урока — а сделать это кавуа, т. е. постоянно, сказать: ну вот, все садимся, мама будет читать Раши, — не хватает смелости).
Но всегда думаю — а не беру ли я чужую роль, ведь это мужское дело? Не компрометирую ли отца перед сыном? Правильно ли, что именно я общаюсь с меламедом (преподавателем Торы), прослеживая подготовку к алие — только чтобы избежать аврала и нервотрепки в конце (не хочется так начинать путь к Торе)?
После нескольких подходов я поняла, что муж полностью положился на меламеда и купил тфилин, на этом в его глазах закончена подготовка к бар-мицве. Ни следить за продвижением, ни повторять он не собирается. (И вообще он занят своими трудными отношениями на работе). Посоветуйте, пожалуйста, как вылавировать: и мальчику помочь правильно, и мужа не обидеть. N.
Уважаемая N.,
Вы пишете: муж не учит с сыном Тору. Вы можете это делать, но опасаетесь обидеть мужа. И спрашиваете: как вылавировать: и мальчику помочь правильно, и мужа не обидеть?
Прежде всего, спасибо за Ваш вопрос. Ваше понимание проблемы и отношение к ней просто вызывает восхищение. Очень многие мамы общаются с меламедами и с преподавателями ешив своих сыновей — или потому, что у отцов нет времени, или потому, что некоторым мамам общение на тему воспитания ребенка или его продвижения в учебе дается проще, чем папам в их семьях. Так что Вы не должны ощущать вину или что «что-то с нами не в порядке» в этом отношении.
То же самое относится к чтению Хумаша и Раши. Если бы Ваш муж проявил неудовольствие или раздражение по этому поводу, у Вас были бы основания полагать, что он недоволен. Но, видимо, он все же был вполне доволен ситуацией и своей ролью в ней (добавлял свои комментарии). Стоит повторить это и постараться сделать постоянным, особенно, если Вы подчеркиваете, как Вам интересны комментарии мужа — даже на следующий день или на следующую субботу («вспоминаю, как ты сказал, что…»). И, изучая с мальчиком Хумаш, избегать выставлять перед мужем свою роль на первый план: нет, это как бы само собой, а вот его слова — вот это да-а… (Уверена, что Вы так и делаете).
Если муж полностью положился на меламеда и купил тфилин — и на этом, в его глазах, закончена подготовка к бар-мицве, не давите, а сделайте то, что считаете нужным, без лишнего шума. Но можно и даже важно подчеркнуть: Вы так надеетесь и рассчитываете, что сын вырастет таким же настоящим (хорошим, замечательным) евреем, как и его папа.
Вы пишете: «С одной стороны, нагрузки хватает, загружать еще учебой не хочется. С другой стороны, я чувствую, что это такое важное событие, бар-мицва, а отношение — как к трудному экзамену, публичному выступлению… А где же личное, душевное понимание?»
Наверное, сложно рассчитывать на то, чтобы очень загруженный учебой мальчик, которому предстоит трудное публичное выступление, испытывал при этом трепетные, возвышенные чувства… Для него это все же непросто и большое напряжение… И тут, именно тут, и имеет решающее значение Ваше отношение — отношение мамы… «Я так горжусь тобой!», «Я горжусь, что мой сын становится настоящим евреем!» И просто смотреть на него с любовью и обожанием, когда он готовится к бар-мицве или заходит разговор о бар-мицве, ведь часто взгляды и выражение лица красноречивее слов.
В тот день, когда он начнет накладывать тфилин (за месяц до бар-мицвы), устройте дома праздничный семейный обед или ужин, чтобы отметить это событие. Когда он готовится дома, угостите его потом чем-то вкусным, особенным, чтобы у него возникли приятные ассоциации. Если он возвращается от меламеда поздно, дожидайтесь его с чем-то особенно приятным и любимым им, хвалите его.
Там где есть «массовость» (публичное выступление), сложно сохранить настоящее трепетное чувство, поэтому Ваше волнение по поводу предстоящего события хорошо выражать сейчас, в кругу семьи, пока у Вас еще нет напряжения, связанного с приемом. А потом — неважно, как он читал, громко или тихо, внятно или невнятно, — выразите ему свою радость от самого события — он теперь настоящий взрослый еврей! И скажите, как волновались за него.
Если есть возможность, то новый костюм папы и новый наряд мамы тоже «поведают» мальчику, как важно это событие для родителей и как они высоко его ценят. Если есть возможность, можно что-то изменить в доме, что-то украсить, в гостиной или в комнате мальчика, и объяснить это тем, что вам хотелось выразить свою радость. Например, если вы и так подумывали о том, чтобы купить ему новый вращающийся стул для письменного стола, или лампу, или интересную книгу (о которой он просил), то стоит сделать это именно сейчас. Тогда можно рассчитывать, что бар-мицва станет для него не просто очередным сложным экзаменом, а чем-то личным, чем-то имеющим отношение именно к нему.
Сердечно поздравляю с приближающейся бар-мицвой.
С уважением, Ита Минкина
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский