Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Дошкольники, Внутренний мир
Здравствуйте! Моему старшему сыну недавно исполнилось 3 года, сделали упшерниш. Делаю все возможное, чтобы приучать его делать мицвот. Руки омывает, правда, не в тазике у кровати, т.к. второй ребенок (младший) непременно все прольёт, поэтому мы идем в ванную комнату, выбираем кружку и омываем руки в ванной/раковине. Это уже вроде как устой. Теперь цицит. Играем в игру цицит/кипа. Надеваем, говорим браху и даже иногда целуем кисти — но после этого тут же снимаем (причина — «неудобно», «чтоб не испачкать йогуртом» и т.д.). Вопрос: как это преодолеть? Кипу тоже надевает только поиграть, носить регулярно не хочет, кипа падает. С точки зрения ребенка понять можно — кисти болтаются, мешают движению, а заправлять в одежду — тоже мешает телу, непривычно. К тому же дома мы ходим в закрытых слиперах (и туда цицит не заправишь). Живем в Канаде, в городке, где даже не живут, а работают только 3 еврея, общины нет, а до ближайшей легко не добраться. Хедера нет, пользуемся «Хедер Беерот Ицхак», ивритский алфавит знаем давно, некудот (огласовки) тоже. Знает большинство брахот — иногда говорит, иногда не хочет. Вчера первый раз повторил за мной текст Шма перед сном. Вопросы: хотелось бы услышать больше совет опытной ребецин (Ципоры Харитан) в отношении того, как правильно вводить детей во «все это» (идишкайт), какие методы лучше работают — по опыту, как в таких условиях, как наши (полный галут — изгнание), обучать детей Торе. Что может сделать мама в плане обучения сыновей Торе? Спасибо огромное! N.
Уважаемая N.,
Желаю Вам много нахэс от детей, и, с Б-жьей помощью, Ваше желание вырастить ребенка хорошим евреем настолько б-гоугодно, что, будем надеяться, у Вас будет помощь Свыше.
Что касается практики, то, по-моему, Вы с ней пока справляетесь очень хорошо. Т.е. всё — на игровом-занятном уровне, когда ребенок готов сотрудничать, и Вы его не заставляете делать вещи, которые ему не нравятся. Советую выражать свое удовольствие всякий раз, когда он выполняет мицву, и говорить, что Вы очень рады, что он делает то, что Всевышний хочет от евреев. Должно быть понятно, что евреи — это такая избранная группа «самых-самых». Т.к. Ваш ребенок практически не сталкивается с евреями, которые не отвечают этому определению, это вполне может работать. Я вижу, что есть области, в которых Вы его подготовили даже лучше, чем готовят детей в еврейской среде. Например, он уже знает все буквы. Наверное, он способный и талантливый мальчик. И поэтому, если Вы ему будете рассказывать истории из Торы и толкования мудрецов, адаптированные для детей (предполагаю, что можно раздобыть подходящие книжки на английском и на русском на различных сайтах, продающих религиозную литературу), то он будет получать необходимую для его возраста дозу еврейской духовной пищи. Кроме того, наберитесь терпения. В большинстве общин в 3 года только начинают приучать ребенка к кипе и цицит, и многим детям поначалу не хочется носить их постоянно. Может быть, стоит сделать из этого символ взросления. Т.е.: «Вот когда ты будешь большой мальчик, тогда ты сможешь носить кипу и цицит целый день, но до этого надо дорасти». Когда это перестанет быть раздражающей обязанностью, а станет символом статуса, то, с Б-жьей помощью, у ребенка будет больше желания. То же самое рекомендую с любыми другими мицвот: слушать Кидуш, произносить брахот и т.д.
Я думаю, что именно для семей, которые живут в таких местах, как Вы, и созданы виртуальные Талмудэй-Тора. Обычно дети их очень любят и получают свою дозу знаний и интереса к Идишкайт (всему еврейскому).
Мама же может не только рассказывать еврейские истории, но и совершенно незаметно учить Галахе, например, объясняя ребенку на кухне, почему она делает так, а не иначе, или приучая его к правилам соблюдениям субботы. Когда-то все девочки воспитывались дома и не было для них еврейских школ. И вот это материнское обучение делало их еврейскими женами и матерями следующих поколений.
Ну и, конечно, как всегда говорю любой маме, и той, которая живет в крупном еврейском центре, и той, которая, как Вы, живет вдалеке от общины: нужно молиться снова и снова о помощи Свыше в воспитании. Если Ваши дети будут видеть, сколько родители вкладывают в их еврейское воспитание, это обязательно повлияет положительно на их души и настрой. И, может быть, с годами, с Б-жьей помощью, Вы сможете перебраться в общину, где всё будет проще и легче.
Желаю видеть много радости от детей.
С уважением, Ципора Харитан
N.B.:
На нашем сайте был опубликован замечательный ответ р-т Минкиной женщине, которая задавала похожий вопрос о воспитании детей в нееврейской среде. Очень советую прочесть его и воспользоваться советами Иты.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский