Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Чтение для детей
Добрый день! Вопрос для раббанит Ципоры Харитан. Дорогая раббанит Ципора, если можно, хотела бы опять задать Вам экстренный для меня вопрос про старшего мальчика, которому недавно исполнилось 3. Относительно заповедей, степени введения в них детей и того, насколько можно уступать, если они что-то не хотят делать.
У нас некоторая сложность, т.к. он почему-то не хочет одевать цицит и кипу. Ближе к 3 годам я рассказывала ему про мальчика, которому будет 3, которому подарят кипу, цицит, он все это знал, воодушевленно подсказывал, как это все будет. Потом, в день рождения, он одел цицит, ходил несколько дней, радовался, что мы «по-настоящему» говорим броху (благословение) на цицит. А потом резко просто стал отказываться их надевать, вплоть до крика, что не хочу. Я пробовала ему давать маленькие конфетки в качестве «подкрепления сил для остальных мицвот после того, как он одел цицит, как большой мальчик», но вижу, что проблема остается и никуда не движется. Думаю, конфетками дело не решить, и честно говоря, сомневаюсь в целесообразности таких методов…
Кипу тоже он поносил пару дней, потом не хочет даже на голову одеть. Надевает кепку на улице всегда, дома продолжает носить, если я под шумок ему одену и не сниму. И меня волнует, надо ли это вообще так форсировать или «исподтишка» делать, или он должен сам дорасти, чтобы осознанно сказать, что он сам хочет одеть кипу и цицит.
Я пробовала ему рассказывать, что цицит и кипа — это как наша специальная форма, как у пожарных, например… чтобы мы помнили про Ашема, про заповеди. Рассказывала, как мальчик хотел что-то нехорошее сделать, но увидел цицит и решил сделать правильно… Он все слушает, но результат тот же. При этом у папы он целует цицит. Когда все-таки удается уговорить и он их носит, то носит спокойно. Вот просто сам момент, что их надо одеть, — он вызывает проблему.
Как Вы считаете, что нам можно сделать с этим? Оставить в покое? Или как его можно заинтересовать, чтобы ему было приятно? Наверняка Вы сталкивались с таким?
И еще вопрос относительно того, насколько в возрасте 3 года нужно целенаправленно что-то рассказывать о еврейской жизни, парашат а-шавуа (недельном разделе Торы) и прочем? Я столкнулась с мнением женщины, которая выросла в семье баалей тшува (сама соблюдает и учит, и прочее), что ей мешало в детстве, что родители постоянно что-то ей рассказывали с «моральным» посылом, с тем, чтобы она это приняла, постоянно ее чему-то учили. На нее это давило. И она чуть ли ни вообще ничего не читает еврейского своим маленьким детям. Читает про ежиков-зайчиков и концентрируется на поведении.
У меня была внутренне (слава Б-гу, не на практике) другая крайность — мне невозможно было жалко времени, которое тратится на какие-то детские истории «просто так», «ни о чем» или на какие-то машинки (хотя, ребенок абсолютно без ума от разных машинок, вертолеток и любит рассматривать такие картинки, читать про них). Хотелось, чтобы всегда была хотя бы какая-то идея, польза. Еще лучше, чтобы было связано с недельной главой или чем-то еврейским. С другой стороны, хотелось ему максимально рассказать и об окружающем мире (в том числе и разных предметах техники), т.к. это тоже кругозор, и ему интересно, и, мне кажется, это тоже помогает в вере — видеть красоту всего, что вокруг, как все связано. И плюс мы еще пытаемся учиться читать (по-русски), учим огласовки на иврите (т.к. буквы уже знает). И плюс еще хочется ему привить какие-то навыки и заинтересовать математикой (на детском уровне, конечно), т.к. хочется развивать голову. (Я сейчас говорю только про старшего, т.к. младший малыш параллельно что-то узнает, когда мы читаем все вместе). И вот как это все уместить в то время, какое есть, и чему отдать предпочтение — мой постоянный вопрос.
Как Вы считаете, что лучше — идти за его желаниями (зачитываться машинками и прочим), иногда вкрапляя еврейские знания, когда можно, мимоходом? Или выделить какое-то конкретное постоянное время, когда мы «учим, как папа, Тору» — и в это время что-то ему рассказывать? Или ограничить поступление в дом книжек про машинки и прочие стишки-истории, чтобы была только еврейская или обучающая направленность? Как Вы относитесь вообще к тому, чтобы детям читать какие-то истории и сказки «просто так» (конечно, с проверенным содержанием, без жестокостей, фантастики типа гномов и придуманных существ)?
Я очень боюсь, с одной стороны, перегнуть палку еврейскими вещами, чтобы не было отторжения (боюсь, как бы сейчас этого не происходило), с другой, не хочется забивать ребенку голову всякой ерундой. Я опять извиняюсь, что такой расплывчатый и большой вопрос. Но очень надеюсь на Ваш опыт, т.к. голова закипает от боязни сделать не так. Я помню, что Вы говорили, что надо главное молиться за детей. Но на практике все равно какие-то действия приходится делать, и приходится выбирать, что именно делать. И я прошу очень, чтобы Вс-вышний помог не напортить и не оттолкнуть детей от того, что нужно. Большое спасибо и хорошего шаббата! Д.
Уважаемая Д.,
Как всегда, спасибо Вам за Ваше милое письмо. Как всякой молодой маме, Вам очень хочется дать своему ребёнку самый лучший духовный багаж. Но, к сожалению, как очень многие молодые мамы, Вы допускаете одну ошибку: Вы думаете о сыне как о маленьком взрослом, а он ребёнок. И его мышление совершенно другое, чем у взрослых. Недаром для детей писалось столько книжек, которые построены, вроде бы, на глупых историях, совершенно фантастических и невозможных, поскольку дети воспринимают мир не логикой, а воображением. Для ребёнка совершенно естественно, что куклы и игрушки думают, действуют, совершают какие-то поступки. Для него это не кукольный театр, для него это жизнь. Поэтому если эти сказки добрые, хорошие и несут в себе положительный заряд, то дети их воспринимают с огромным удовольствием и отождествляют себя с их персонажами. Когда же мы читаем им какие-то очень поучительные и умные вещи, которые работают на логику, они иногда для детей очень скучны и совершенно не вызывают желания следовать им.
Ещё одно очень важное правило воспитания: скрытая мораль, поучение всегда влияет гораздо больше на душу и на мысли, чем прямое высказывание. Поэтому так опасны нескромные рисунки и тексты, в которых выражена грубость и жестокость. Исходя из всего этого, советую не заниматься с ребёнком только религиозным материалом и не только преподавать ему парашат а-шавуа, а превратить ваши занятия с ним в весёлую занимательную игру. И когда Вы рассказываете ему историю из Танаха, то не надо подчёркивать: «Вот видишь, Эсав был плохим мальчиком, а Яаков — хорошим». Нужно рассказать так, чтоб ребёнок это не только понял из самой истории, но и почувствовал.
Теперь к Вашему вопросу о кипе и цицит. Моё ощущение — что они были очень «обязывающими». Уж если ребёнок, который посмотрел на цицит, должен себя всегда вести хорошо, так, может, лучше вообще их не одевать? А отсюда вытекает и ответ: мицвот в этом возрасте прививают в соответствии с желанием ребёнка, без всякого нажима — но с большой родительской радостью, когда ребёнок их выполняет. Я бы даже не совсем в шутку предложила: если ребёнок обожает истории о машинках (и на картинках фары — это глазки), пусть машина наша носит кипу, которую Вы можете пририсовать сверху, без всяких специальных объяснений. Вы можете играть с куклами, и когда куклы встают и одеваются, то одеть им кипу и цицит. И так постепенно в картинках, книжках и играх ребёнок воспринимает эту одежду как интегральную часть персонажа, а потом и себя. Я думаю, что распространить эту идею на другие мицвот будет достаточно просто.
Нет ничего плохого в том, чтобы рассказывать детям истории религиозного содержания, наоборот, это замечательно. Но избегайте подчёркнутой и выделенной в рамочке морали. Дети ужасно не любят, когда мы недостаточно высоко оцениваем их интеллект и подчёркиваем: вот, ты видишь — этот герой нашей истории выполнил мицву, и ты тоже должен следовать его примеру. Поэтому, когда занятия — это занимательная игра, дети усваивают массу информации и запоминают её. А как только мы переходим к формальному обучению, то происходит, к сожалению, то же самое, что в начальной школе — очень многие блестящие, талантливые дети теряют всякий интерес к учёбе и ищут, как бы от неё отделаться. А тут ещё и мамы, которым ужасно хочется видеть своих детей способными и продвинутыми, ждут успехов, давят, и ребёнок, который играючи запомнил все буквы, вдруг не хочет сесть возле книжки, когда это превращается в «час наших занятий иудаизмом».
Поэтому дайте Вашим детям быть детьми, указывайте им на положительные примеры, но не ждите, чтобы они это немедленно применяли на практике. Ребёнок — это плод, которому нужно созреть, а нам, родителям, — учиться любоваться этим процессом созревания, а не превращаться в мичуринцев и ждать, что плоды появятся уже посреди зимы.
Желаю много нахат от Ваших пацанов. По письмам чувствуется, что они не дают Вам скучать.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Рав Мендель Агранович
Или она может выйти замуж после младшей?
Рав Реувен Куклин
Человек с «белым» именем…
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Менахем Эпель
Что такое "трафим"?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун