Темы: Мировоззренческие вопросы, Дети, Лея Трахтенберг, Взрослые дети, Общение с детьми
Часто вижу советы религиозным детям, у которых нерелигиозные родители. А вот что делать взрослым людям, прожившим жизнь далекую от религии, но постепенно начавшим соблюдать? Как им со своими детьми общаться? Как объяснить перемены, происходящие с ними? Шабат взрослые дети вполне одобряют, а дальше как продвигаться? Р.
Здравствуйте, дорогая Р.
Ваше письмо меня очень растрогало. Ваша ситуация действительно нестандартная. Мы привыкли к обратному: дети пытаются найти новые способы проявления себя, революционные идеи, а родители пытаются затормозить «изменения» и вернуть всё на исходные позиции. Вы спрашиваете: как объяснить детям изменения, происходящие с вами? Постановка этого вопроса мне непонятна.
У вас есть огромные внутренние резервы, устремления, новый смысл жизни, духовный подъём, эмоциональное «озарение». И вместе с этим, мне кажется, вы стесняетесь своих детей, которые не поддерживают вас в ваших устремлениях. Вы говорите об «объяснениях», а кажется, что Вы оправдываетесь перед ними.
Мы воспитываем своих детей на тех идеалах и принципах, на которых воспитывались сами. Ни вы, ни мы, ни даже наши родители не окунались в микву, не постились в Йом-Кипур, не ели мацу в Песах. Но мы нашли в себе мужество, нашли смысл жизни, переоценили ценности в ней. К счастью, вы вовремя открыли в себе искры еврейской души и разжигаете пламя любви к Всевышнему, которое вскоре осветит путь для ваших детей.
На каждом еврее лежит обязанность — освящение Имени Всевышнего (Рамбам). Это то, чем вы сейчас заняты. Если вы не стесняетесь, например, делать омовение рук или вслух произносить благословение после туалета и делаете это постоянно, тем самым закрываете «лазейку» для насмешек. Самое убедительное «объяснение» вашим детям будет последовательность, радость, гордость (служению Первопричине всего существующего — Рамбам) — при соблюдении заповедей.
Вы пишете про «нас» — это, вероятно, Вы с мужем. Это ещё одно «объяснение» детям — законы еврейской семейной жизни улучшают взаимоотношения между мужем и женой. Если ваши дети подметят изменения в ваших отношениях, возникшую духовную близость, заботу, уважение, избегание ссор и споров и т.д. — это лучший способ «убеждения» и «доказательств», этим и привлечёте к себе детей.
Подумайте между собой, к какому типу людей относятся ваши дети. Как легче на них воздействовать (через логику, через чувства, в компании, например, на семинарах, или наедине). Будьте последовательны в своих действиях. Показывайте на личном примере, как вы серьёзно относитесь к заповедям. Не забывайте о чувстве юмора, гордости и ответственности перед Всевышним и близкими. Ни в коем случае не пугайте, не заставляйте, не давите, не угрожайте…
И если у вас есть «подходящая» компания соблюдающих заповеди евреев — чаще приглашайте к себе и ходите к ним в гости, на субботние трапезы. И тяните за собой всюду детей.
Последовательное «облучение» исполнением заповедей, изучением Торы, молитвами приведёт детей к осознанию принадлежности к еврейскому народу и к связи с Создателем.
С уважением, Лея Трахтенберг
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
«Оцарот»
Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?