Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Дети, Методики воспитания
Здравствуйте. Я хочу сделать мивца к Рош аШана для своих дочерей (7,5 и 5 лет ). Мы купили наклейки, пчелки и звездочки. Вопрос вот в чем: нужно ли разделять заповеди (мицвот) и хорошие дела (маасим товим)?. Как именно это делать в этом возрасте и вообще за что награждать? Девочки очень помогают по дому — стирка на 60% на них, мусор и т.д. Нужно ли сейчас, во время этой мивцы, за это награждать? Спасибо.
Здравствуйте. Мивца — хорошее дело, только важно правильно его выполнить. Поэтому Ваш вопрос очень уместен.
Мивцу делают не «вообще», награждают не за хорошее поведение в общем или исполнение заповедей как таковых. Мивца — это поддержка, поощрение за конкретное действие, которое ребенок учится выполнять (начинает или затрудняется выполнять). Например: ребенок начинает учиться чистить зубы сам, и маме важно его приучить это делать ежедневно. Она вешает на стену лист с табличкой, в которой есть графа «дни», «утро» и «вечер». Каждый раз после чистки зубов, мама наклеивает в соответствующую графу наклейку. Мивца должна быть четко ограничена во времени, чем ребенок младше, тем ее срок короче. Ребенок должен знать протяженность мивцы. Когда набирается определенное количество наклеек, ребенок получает определенный заранее приз. Или, в Вашем случае, когда мивца длится до определенного срока — величина приза может зависеть от количества наклеек.
Поэтому совершенно неправильно будет давать наклейки за то, что дети «хорошо себя ведут», или «выполняют заповеди». Это определение слишком расплывчато. Тем более неуместно начинать награждать за действия, которые дети и так делают. «Что это с родителями, — подумают детишки, — раньше не награждали, а теперь вдруг начали? А потом опять закончат, и тоже без видимых причин?». Такое поведение непонятно детям, поэтому не будет иметь воспитательного эффекта.
Четко определите, на что именно направлена мивца, каково действие, за которое вы награждаете девочек. Потом сообщите об этом им. Это должно выглядеть примерно так:
— Мы начинаем мивцу «ложиться спать вовремя»( или «вслух читать благословение после еды», или «мыть за собой посуду» — то, что Вы выберите). Теперь в * часов вы должны быть в постели. Мама предупредит вас, когда надо начинать готовиться ко сну, умываться и т.д..Та, кто будет в постели до того, как вот эта стрелка будет вот здесь — получит наклейку. Когда наклеек будет 10 — получите приз.
Действие, на которое будет направлена мивца, должно быть предельно конкретным, то есть: определено по времени, виду действия, измеримо, реально (!), целесообразно. При этом не важно, что это будет — выполнение заповеди или доброе дело, главное, что оно ОДНО и КОНКРЕТНОЕ. (Когда мивца закончится, можно сделать мивца-2, или начать другую.)
Конечно, должен быть отдельный для каждой девочки лист с наклейками, где омечаются именно ее достижения. Во главе листа красиво напишите ее имя.
За то, что девочки помогают помимо мивцы, они должны получать награду. Обязательно! Самая большая награда — это любовь. Существует пять способов выразить любовь, у каждого человека есть язык любви, который ему наиболее понятен. Для кого-то это будут подарки, для кого-то помощь, для кого-то время, отведенное лично ему. Дети, которые так много помогают, конечно же, достойны дополнительной порции любви. Выясните, какой язык любви они больше всего понимают, что для них наиболее ценно — прогулка вместе, маленький сувенир, или просто теплое прикосновение, поцелуй…И щедро награждайте их помощь или хорошее поведение.
Но нельзя смешивать все в одну кучу. Мивца — это одно, награда за вообще хорошее поведение — другое, поощрение за помощь по дому — третье.
Но самое главное — не забывайте, что детей необходимо любить просто так, за то, что они есть, без всякой связи с хорошим поведением или выполнением заповедей.
Хорошего Вам и сладкого года!
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский