Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Школа, Подростковый период, Установление границ
Добрый день, уважаемые консультанты! Спасибо большое Вам за ответы и статьи, которыми вы наполняете сайт! Они помогают мне держаться на плаву и тянуться к лучшему и праведному!
Мой вопрос касается моей работы. Я работаю учительницей, сейчас учу детей беженцев, которые временно живут в другой стране. Мне миссия видится не только в передаче академических знаний, но и в поддержке детей в это сложное время. Я с большой любовью стараюсь вести свои уроки и общение с детьми и родителями.
И у меня есть несколько детей-подростков, которые меня ужасно раздражают. Я очень много думала, почему это происходит. Они мне хамят, нарушают личные границы, это портит мне настроение и заставляет сомневаться в пользе, которую я приношу. Я знаю, что некоторые из консультантов занимаются преподаванием и работой с детьми, кроме того, я полагаюсь на ваш жизненный опыт и религиозную точку зрения.
Я очень прошу помощи в ответе на вопрос, как лучше поступать в случаях, когда некоторые ученики (их буквально 2) позволяют себе вызывающее поведение — не только в мой адрес. Может, я что-то не откопала еще в себе, раз меня это триггерит? Может, мне нужно поменять стратегию? Я бы хотела продолжать нести любовь и поддержку своим детям, при этом не теряя самообладание и уверенность в своих силах и вкладе. Буду очень благодарна за ответ! N.
Уважаемая N.,
С большим вниманием и интересом прочитала Ваше письмо. То, что Вы делаете, — это действительно очень важный и святой труд.
Но учителю всегда нужно помнить несколько вещей.
Первое. Всегда будут ученики, которые по своим личным особенностям или по предыдущим обстоятельствам своей жизни не любят взрослых и стараются демонстрировать им, что никто их не подчинит, не заставит и они будут жить и учиться (или не учиться) по своим личным правилам.
Это связано не с тем, что Вы как учитель делаете, а с психологической потребностью подростков отстаивать свое «я» (даже когда на него никто не покушается).
Второе вытекает из первого: их наглое поведение направлено не против Вас лично, а против всех, кто записан в «лагерь» взрослых, которые их «не понимают».
Третье. Ради самой себя нужно относиться к таким явлениям с юмором. Помните басню Крылова: «Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!»? В тот момент, когда начинаешь видеть в них этакую гавкающую Моську, они уже не могут вывести из себя.
Четвертое. Не обещаю, что подействует, но иногда можно пойти на переговоры с такими ребятами.
Типа: ты освобожден от обязанности делать то, что я требую на уроке, и можешь читать, готовить домашние задания, играть в телефоне, слушать плеер через наушники и т.д. — при условии, что не мешаешь мне проводить урок для тех, кто в нем заинтересован.
Обычно, когда такого ученика оставляют в покое, а не пытаются подчинить общим правилам, у него нет причины мешать учителю, а остальным ученикам можно объяснить: Вы видите в том, что он не учится, ЕГО проблему и потерю.
Если еще несколько ребят захотят попробовать, разрешите. Обычно, когда пропадает прелесть нарушения, за несколько дней пропадает и желание нарушать.
(Я много лет преподавала в школе для девочек, они жили в общежитии при школе. Там были достаточно строгие правила, которые они всеми силами старались нарушать. Через несколько лет после окончания они меня позвали на встречу выпуска, и там слышу такой диалог:
— Ты покрасила волосы в очень красивый цвет, тебе очень идет.
— Это не краска, а мой естественный цвет.
— Но ты же никогда так не выглядела!
— Теперь некому делать назло — я и не крашусь.
И подобных историй я могла бы рассказать очень много).
Пятое. Замечательное правило, которому научилась у отца — педагога с огромным стажем: не всё надо видеть и замечать. А тогда нет нужды и реагировать.
Шестое. Скажите себе, что Вы делаете очень важную и нужную работу, а дети еще попросту неспособны оценить такие вещи. К большинству из нас благодарность родителям и учителям приходит в гораздо более позднем возрасте.
Седьмое. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не позволяйте нарушать свои личностные границы. И если к Вам обращаются по-хамски, то очень холодным и высокомерным тоном скажите: «По-моему, ты забываешься и позволяешь себе наглость». Обычно, когда не кричат и не реагируют иначе, желание хамить проходит.
И, конечно, ни один из моих советов не будет работать всегда, потому что ученики — это дети. С присущей им детской жестокостью и психологией «заключенных в тюрьме». То есть, школа — это «насильственное вмешательство в мою жизнь, и с ним надо бороться всеми силами по системе “назло маме уши отморожу”».
Когда мы понимаем, что для учеников вести себя так — естественно, и не виним себя в том, что «не умеем по-настоящему хорошо преподавать», всё становится гораздо легче.
Помню, я работала с учительницей, которая одновременно была очень известным лектором и славилась своими интересными выступлениями. Она как-то сказала: когда ученицы занимаются чем-то посторонним на уроке, у нее всегда возникает ощущение, что она недостаточно увлекательно преподает.
А я ответила, что в подобной ситуации ощущаю по-другому: бедные дети, они пропускают такую интересную информацию! Видимо, поэтому мое терпение испытывали много меньше.
С уважением и пожеланием продолжать Вашу замечательную деятельность, быть уверенной в себе и не позволять нескольким подростками унижать Ваше человеческое достоинство, Ципора Харитан
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?