Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Юношество, Подростковый период, Вера
Здравствуйте! Хотелось бы выслушать совет вот по какому вопросу. В этом году, так получилось, мы проводим Песах без папы: я и дети. И без гостей, как понятно, и ни в какую общину не пойдем.
Моему сыну 15 лет, и после бар-мицвы[i] его отношение к религии сильно изменилось. В общем, он говорит так: зачем всё это делать, если в Б-га я всё равно не верю, Его не чувствую? Кажется, он не нарушает, чтобы меня не расстроить (ну, и по привычке).
Когда в отсутствие отца делает субботний Кидуш[ii], садится к столу боком, одну ногу подворачивает под себя, что-то быстро бормочет (всем своим видом показывая, что выполняет пустую формальность). Причем никто никогда его не ругал и не заставлял — ни учить Тору, ни молиться (возможно, мы не знали, как правильно приучать и не приучили, а в школу еврейскую — да, он не ходил, только с учителями занимался).
Вопрос мой в том, стоит ли ему поручать вести Седер Песах? Пару лет назад, когда папа почувствовал себя плохо, надорвал спину, сыночек прекрасно справился с этим, вел от души, получился прекрасный Седер. А сейчас, думаю, он так же пробормочет всё на скорости, да еще скривится, когда я буду стараться умножать рассказ об Исходе. А я хочу, чтоб у меня был хороший, обстоятельный Седер, хочу почувствовать Исход. Мне очень не хватает дома мужчины, который выше меня... N.
[i] Еврейское совершеннолетие — в возрасте 13 лет мальчик становится обязанным соблюдать мицвот — заповеди, данные евреям.
[ii] Освящение субботнего дня над бокалом вина или виноградного сока.
Уважаемая N.,
Очень грустно, когда наши дети не идут по тому пути, по которому нам бы хотелось, чтобы они шли. Но вера — это то, что человек избирает для себя.
Что касается ведения Седера, то я бы на Вашем месте прямо поговорила с сыном о том, что у Вас осталось очень теплое и приятное воспоминание, как он провел Седер два года назад, и Вы бы хотели знать, заинтересован ли он сделать это для Вас еще раз.
Подчеркните, что, с одной стороны, если у него нет желания и он это будет делать лишь бы отделаться, Вы от него не требуете насиловать себя. А, с другой стороны, если он это хочет сделать ради Вас красиво и приятно, то Вы будете видеть в этом большой подарок.
В общем же, очень рекомендую обсудить с молодым человеком его неверие, т. к. мое ощущение — что это не неверие, а незнание. И сказать ему, что человек должен понимать, во что он не верит. Потому что очень часто понятия такого ребенка о Б-ге очень ограничены и с ним никогда всерьез не обсуждались основы веры.
Если есть какой-нибудь хороший раввин, с которым можно обсудить эти темы в личной беседе, то стоит это сделать. И сказать сыну: если его выводы после такого обсуждения и изучения всё равно будут не в пользу религии, то Вы примете, что это его мировоззрение.
Но на сегодняшний день нет мировоззрения, а есть отрицание того, что к чему-то обязывает. А «лишних» обязанностей не хочется. И этого недостаточно, чтобы так отбросить столь важную часть жизни.
Конечно, этот разговор никак не стоит связывать с вопросом о Пасхальном Седере.
Кроме того, помолитесь как мама, чтобы Всевышний помог сердцу Вашего сына раскрыться навстречу Ему. Искренние молитвы мамы всегда помогают, даже если не всегда с той скоростью, с которой бы нам хотелось.
С уважением и пожеланием Песах кашер вэ-самеах (радостного и кошерного Песаха) и радости от детей, Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его