Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Школа, Молитва, Подростковый период
Уважаемые консультанты, спасибо вам за вашу работу! Советы помогают и. вообще, дают свежую перспективу на происходящее.
Вопрос по поводу моего сына. Он почти Бар-Мицва (ему почти 13 лет — возраст еврейского совершеннолетия), неглупый артистичный мальчик. Уровень его соблюдения не подходит его возрасту. Выражается это наиболее ярко в молитве и в походах в синагогу.
Ну, он просто готов сделать всё, чтобы не пойти, или, оставшись дома, не помолиться. Ему скучно, наверное, что-то бормотать на непонятном языке, особенно в синагоге, когда есть ютьюб или, на худой конец, книга.
Подготовиться к Бар-Мицве нереально — себе дороже: уговоры, обещания и т. д. Ну, не хочет, лень. Вопрос в том, насколько стоит оставить его в покое — и пусть делает что хочет? Да и, вообще, какую тактику лучше применить. N.
Уважаемая N.,
По Вашему письму чувствуется, как Вас беспокоит вопрос еврейского воспитания сына. Тут два варианта ответа. Один — если ребенок учится в еврейской школе со сколько-то традиционным уклоном. А второй — если нет.
Начну как раз со второго, потому что с этим проще и понятнее. Если он учится в обычной общеобразовательной школе, то мальчики такого возраста в первую очередь интересуются тем, чем интересуются их сверстники. И если Бар-Мицва и молитва в эту программу не вписываются, то и для него они являются только обузой.
И тогда, конечно, никакие «давление и подкуп» не помогут, а то, что важно, — это вывести его на какие-нибудь занятия традицией. Сегодня есть много онлайн-скулз, которые преподают иудаизм на интересном и доступном детям уровне. И договориться, что ребенок будет в этом участвовать, важнее, чем заставлять идти в синагогу.
Если же в его среде принято посещать синагогу и готовиться к Бар-Мицве, то, значит, его сопротивление этому носит гораздо более глубокий характер, чем в первом случае. Значит, что-то вызвало у ребенка сопротивление, и очень важно понять, что именно.
Может быть, это была неудачная фраза или насмешка со стороны кого-то из учителей или одноклассников. Может быть, произошло что-то травмирующее, что отняло у ребенка веру или желание соблюдать мицвот (заповеди, данные евреям), хотя бы внешне. Может быть, товарищи насмехались над тем, что мальчик религиозен, а в этом возрасте насмешка — это самое неприемлемое для ребенка. Может быть, есть какая-то скрытая обида на вас, родителей, и желание сделать вам неприятное…
Во всяком случае, стоит побеседовать с сыном — самим или с помощью консультанта, если такой имеется в школе, и выяснить у самого ребенка, что для него настолько неприятно в идее учебы и почему он чувствует себя настолько «не в своей тарелке».
Не всегда дети в этом возрасте готовы идти на откровенность, но надеюсь, что с помощью хорошего психолога удастся его «разговорить» и понять, что ему настолько мешает, что даже обещание каких-то премий не вызывает ни малейшего энтузиазма. Думаю, очень важно понять его, потому что иначе, не дай Б-г, можно сделать много неправильных шагов.
В любом случае давление, конечно, не поможет.
С уважением и пожеланием видеть от сына много радости, Ципора Харитан
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его