Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Школа, Подростковый период
Этот вопрос для раббанит Ципоры Харитан. Уважаемая раббанит Ципора Харитан, огромное Вам спасибо за Вашу работу на Toldot.ru. Мы соблюдаем субботу и праздники, дом кашерный, мы воспитываем детей в еврейских традициях.
Старшей дочери 13 лет и она учится в еврейской школе. Учителя ее очень хвалят, слава Б-гу, и она действительно поглощена иудаизмом: молится, читает Тэилим, ежедневно читает Хумаш и готовит двар Тора («слово Торы», например, какой-нибудь интересный комментарий к недельному разделу — прим. ред.).
У нее, слава Б-гу, хорошие мидот (качества, свойства характера), и она служит примером в школе и для своих друзей. Откровенно говоря, мидот и стремление к иудаизму у неё как врожденные, так и привитые в домашних условиях. Она родилась и росла до 10 лет в европейской стране, где мы соблюдали столько, сколько могли, наши традиции.
В еврейской школе дочь учится всего два года. Мы с мужем всё больше замечаем, что там очень низкий уровень общего образования (математика, естественные науки и английский). Хотя у этой школы как раз очень хорошая репутация именно из-за высокого уровня преподавания как иудаизма, так и точных наук. В преподавании иудаизма мы также видим недостатки.
Дочь очень хочет стать врачом с ранних лет. Дополнительно к школьным занятиям мы занимаемся с ней математикой и Science, и даже английским, т. к., сравнивая программу этой школы с программами государственных школ, видим явные недостатки. При этом еврейская школа там, где мы живем, очень дорогая, а мы, слава Б-гу, растущая семья (у нас ещё дети).
Наши знакомые и друзья, тоже баалей-тшува, окончившие в свое время такие университеты, как Гарвард и Стэнфорд, так же, как и мы, недовольны уровнем образования в еврейских школах. Их дети, всё же, заканчивают еврейские школы, но тамошней подготовки, всё же, недостаточно для того, чтобы поступить, как их родители, на юридические, медицинские или научные факультеты.
Но тут каждый родитель должен сам решать, какое воспитание давать детям. Мы не хотим ограничивать дочь в выборе профессии. На то, чтобы нанять трех репетиторов дополнительно к школе, у нас просто не хватает средств.
Мы решили перевести ее в государственную школу с очень хорошим рейтингом, возле нашего дома. Занятия по иудаизму и ивриту компенсировать репетитором, приходящим на дом, или по Skype.
Мой вопрос: как защитить дочь от влияния окружающей среды в новой школе?
(Она ходила в общую школу в Европе и здесь до 11 лет и не поддавалась этому влиянию. Но сейчас, всё же, другой возраст, и в американских школах среди подростков «круто» иметь бой-френда, iPhone и быть в курсе всех шоу по телевизору).
Не будет ли это преградой при выборе шидуха потом? Можно ли найти репетитора в Израиле для регулярного обучения ивриту и иудаизму по скайпу, и сколько занятий в неделю будут целесообразными? Спасибо заранее за Ваш ответ! С огромным уважением, N.
Уважаемая N.,
Позвольте выразить вам свое уважение, что вы как родители стараетесь сделать для ребенка всё самое лучшее и не считаетесь с расходами.
Но из моего жизненного практического опыта — вы сейчас рискуете допустить очень серьезную ошибку, переведя ПОДРОСТКА в школу, дух которой вам не нравится и вас не устраивает.
Вы замечательно написали о том, что мидот у Вашей девочки — как врожденные, так и привитые домашним воспитанием. По жизни эти ее мидот и являются самым главным.
Потому что даже самый прекрасный врач, юрист и любой другой специалист с испорченными или недостаточными мидот приносит в мир гораздо больше вреда, чем пользы. Помещая девочку в среду, где принято всё, что Вы перечислили, и много более того, вы рискуете.
Лично знаю американского религиозного (!) папу, который не понимает, почему в Израиле устроили такой шум из-за того, что у его ребенка в ешиве нашли наркотик. Он на полном серьезе утверждал, что не может быть подросткового возраста без экспериментов с наркотиками.
Прекрасно понимаю, насколько важно хорошее образование и профессия и как тяжело/невозможно оплачивать трех репетиторов, но думаю, что вы сейчас ставите телегу впереди лошади.
То есть, способная, умная девочка в 16-17 лет сможет сама приложить большие усилия, чтобы освоить тот материал по программе, которого ей будет не хватать для поступления в престижное учебное заведение.
И тогда ей, конечно, понадобится частный репетитор, но не ежедневно, а, скажем, раз в неделю, в остальное время она будет прорабатывать материал самостоятельно.
Очень многие дети так готовятся и повышают свой образовательный уровень, когда у них есть серьезная цель. А вот если девочка, не дай Б-г, попадет в плохую компанию…
А отпустить дочь в школу, где то, что вам кажется ненормативным, является нормой, и требовать, чтобы она воздерживалась от всего этого, значит — сделать ее очень странной в глазах сверстников. А странным никто не любит быть.
Поэтому риск, что она потянется за неподходящей компанией, очень велик, а в таких случаях и учеба оказывается далеко не на первом месте, даже если программа в школе замечательная.
Я уже видела немало родителей — выходцев из России, которым мешал образовательный уровень религиозного заведения, где дети учились, и они переводили их в школы более сильные с точки зрения образования, но низкого религиозного уровня.
И знаю ТОЛЬКО одну семью, у которой дети остались серьезно религиозными после такого учебного заведения. Надо отметить, что в той семье очень сильный индивидуализм был решающим фактором воспитания.
Поэтому, ТОЛЬКО если вы полностью полагаетесь на то, что для дочери ваш родительский авторитет и ваши воспитательные принципы гораздо важнее, чем социальные отношения со сверстниками, — ТОЛЬКО тогда ваш эксперимент может закончиться благополучно с воспитательной точки зрения.
Иначе потом вам совершенно не придется беспокоиться, не дай Б-г, о ее шидухим, т. к. она вообще не захочет такой странной формы знакомства с молодыми людьми, когда рядом — приятные бой-френды.
По всем этим причинам я совершенно не верю, что преподавание Торы онлайн может послужить противовесом такой атмосфере. И мне тяжело что-либо советовать об этих занятиях.
Есть еврейские онлайн-проекты, где можно учиться заочно, но от всей души хочу надеяться, что мне удастся вас убедить — ради ваших детей — не делать этого шага.
Поверьте, я — человек, который всю жизнь учился и учится, и, даже будучи взрослой женщиной, ощущала, как неприятно учиться в среде, принципы которой совершенно иные, чем твои. Но к тому времени я уже твердо стояла на своих ногах и на своих моральных и религиозных принципах.
А ведь для девочки бой-френд и айфон весьма заманчивы, и трудно понять, почему только для нее из всего класса это не подходит.
Понимаю, что я, вместо того, чтобы отвечать на Ваш вопрос, пытаюсь переубедить вас, родителей, в том, над чем, предполагаю, вы долго и серьезно размышляли.
Поверьте, что только грустный опыт мог привести меня к настолько непрофессиональному занятию, как давать непрошенные советы. Но, к сожалению, статистика — однозначно против вашего решения...
С уважением и пожеланием найти наилучшие варианты для воспитания дочери, Ципора Харитан
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский