В последнее время на Толдот приходили письма, которые усилили ощущение: многие люди вообще не понимают, что такое семья.
И надо отметить, что из-за процессов, происходящих в мире, это действительно становится сложным вопросом.
То есть, если когда-то было понятно: семья — это папа, мама и дети (а эти папа и мама — они муж и жена), то сегодня есть целая куча определений, которые должны быть politically correct ко всем отклонениям, которые сегодня называются «причиной для гордости».
Так вот, единственная область, где понятие семьи не изменилось, это религия (понятно, что я, прежде всего, говорю об иудаизме). Поэтому позволю себе привести несколько определений и «постижений» о том, что такое семья.
Во-первых, семья — это сообщество, в котором мужчина и женщина связаны между собой законным браком. Это может быть религиозный брак или, для атеистов вне Израиля, брак, оформленный по закону страны проживания. Но это — официальная форма взаимоотношений.
Все разговоры о том, что «любовь в печати не нуждается», — это разговоры людей, которые хотят пользоваться преимуществами, которые дает совместное проживание с женщиной (технические плюс сексуальные услуги), и не хотят за это платить ничем — ни деньгами, ни ответственностью.
Во-вторых, в большинстве стран мира моногамия сегодня является единственно приемлемой формой брака, а у мусульман, где позволена полигамия, муж обязан обеспечивать каждую жену всем, что ей положено, а ей положено немало.
Разговоры о том, что «тебя люблю и не могу расстаться с тобой и детьми, но у меня душевная дилемма: я люблю ее тоже и не могу окончательно разорвать эту связь» (кстати, это говорится двум или трем женщинам одновременно), с семьей не имеют ничего общего.
В-третьих, состоять в браке — это не значит превратить вторую сторону в объект для удовлетворения своих потребностей и нужд. Семья — это место, в котором каждый может удовлетворить какие-то свои потребности, но должен заботиться и о потребностях второй стороны.
Существует система, в которой пытаются доказывать, что подчинение жены является религиозным требованием. На самом деле это подтасовка цитат в интересах цитирующих.
Кроме того, сказать, что «вот я, допустим, кормилец семьи, а на всё остальное мне наплевать» или «я кормящая мама, а поэтому у меня нет больше никаких других обязательств», — это совершенно противоречит духу нормальной семьи.
Потребность мужчины в сексе или женщины в разговоре по душам и совместном времяпровождении — такая же легитимная потребность, как любая другая.
В-четвертых, семья — это закрытое сообщество. В нее не входят родители мужа и жены, друзья, подруги и прочие родственники и знакомые. Поэтому семейные обстоятельства с этими людьми НЕ обсуждаются и их мнение может приниматься в расчет, только если оба супруга согласны обсудить с ними свои дела. Иначе это — разглашение секретной информации. А, как известно, сегодня ни одна уважающая себя фирма таких сотрудников бы не потерпела.
И это сказано очень мягко, чтобы не сказать, что в этом есть дух измены.
Если нужно посоветоваться о семейный проблемах, всегда можно обратиться к профессионалам: психологам, семейным консультантам, раввинам и т. д., так как они к любой семейной ситуации могут подойти более нейтрально и объективно.
В-пятых, семья не может быть сценой для абьюза в любой его форме. Не буду повторяться, так как уже писала об этом, но совершенно понятно, что утверждение «я бы себя так не вел/-а, если бы ты был/-а хорошим мужем/женой» не имеет ничего общего с нормальным поведением в семье.
Можно расстаться с человеком, которого считаешь неподходящим партнером, но категорически запрещено применять к нему насилие.
Всё перечисленное является фундаментом, «азбукой» семьи. На этом фундаменте могут и должны строиться теплые, приятные отношения между мужем и женой и родителями и детьми. У пары могут и должны быть общие цели, финансы, развлечения, духовная близость. Но всё это — когда есть фундамент.
А фундамент этот основан на вечных предписаниях о строительстве семьи, которые Всевышний дал человечеству. И все современные попытки уйти от него оказались страшно разрушительными.
Если такого фундамента нет, это не семья, а оптическая иллюзия, за которую, к сожалению, люди, которые в ней пребывают, платят невероятно высокую цену, и это никак не может быть угодно Б-гу.