Темы: Муж и Жена, Роли супругов, Мирьям Климовская, Общение супругов, Самосовершенствование в браке
Мужчина и женщина такие разные. Они по-разному чувствуют, они по-разному мыслят. А как было задумано в начале? Что говорят об этом мудрецы? Где узнать подробнее о сотворении человека: «мужчину и женщину — сотворил их»? К.
Уважаемая К.!
Спасибо за интересный вопрос. Из Торы известно, что вначале человек был сотворен как единое существо и Творец сказал: «Не хорош человек, живущий один. Сделаю ему помощника, соответствующего ему» (Берешит, 2:18). После того как Адам — Первый человек — не нашел себе подходящего помощника среди всех животных, Всевышний провел уникальную операцию — отделил часть самого человека (слово цела, употребленное в тексте Торы, может обозначать как «ребро», так и «сторона», «грань») и сделал из нее женщину. И тогда человек сказал: «Эта на сей раз! Плоть от плоти моей и кость от кости моей» (Берешит, 2:23).
Остановимся на этом описании, т.к. из него можно многое понять. Итак, во-первых, мы видим, что Сам Всевышний говорит: человек не хорош, пока он живет один. Это должны учитывать те, кому удобнее оставаться холостяками: не все, что нам в жизни удобно, — правильно и хорошо. Иногда приходится поступиться своим комфортом, свободой и независимостью, чтобы создать нечто качественно новое — вместе стать целым человеком!
«Помощник, соответствующий ему» — женщина должна в чем-то помогать мужчине. Имеется ли в виду только материальная помощь: готовить, стирать, убирать, растить его детей? Но первая женщина была создана еще тогда, когда люди жили в Ган-Эдене (Райском саду), где не нужно было трудиться физически. Из этого следует, что основная помощь, требуемая от женщины, — помощь в духовном совершенствовании. Но тогда непонятно: помочь человеку развиваться духовно может такой же, как он сам, — тот, кто так же думает, чувствует и действует. Между тем, помощник называется эзэр ке-нэгдо, что можно перевести как «противоположный». И мы видим, что женщина совсем не похожа на мужчину: она по-другому на все реагирует, ее организм, в отличие от мужского, претерпевает постоянные гормональные и физические изменения, изменяется и ее душевное состояние, что иногда очень затрудняет мужчине общение с ней. И именно с таким существом, зачастую совершенно «противоположным», мужчина должен прийти к гармонии и стать «единой плотью». Очевидно, именно эти различия и создают возможность помощи в духовном росте: находясь рядом с человеком, который понимает все твои слова и мысли, хочет того же, что и ты, ты не будешь испытывать трудности, которые и являются важнейшим условием роста!
И так, преодолевая трудности, учась взаимопониманию, уступая и приспосабливаясь друг к другу, мужчина и женщина в конце концов становятся одним целым — «единой плотью». Но для этого каждый должен постоянно помнить, что «эта… плоть от плоти моей и кость от кости моей». Т.е. брак — это, образно говоря, соединение двух частей, которые когда-то были одним целым и теперь должны снова найти путь друг к другу.
О сотворении человека, о ролях и обязанностях мужчины и женщины можно говорить бесконечно долго. Возможно, ответы на некоторые свои вопросы Вы сможете найти на нашем сайте в разделах «Вопросы раввину» и «Семья». Если же подходящего ответа там не будет, Вы всегда сможете задать конкретный вопрос.
С уважением, Мирьям Климовская
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его