Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Другие другие, чужие чужие

Отложить Отложено

В поиске союзников

Надо быть до конца объективными. Или хотя бы стараться. В предыдущей статье мы раскритиковали министра иностранных дел Израиля Яира Лапида за его определение антисемитизма. В него он вдруг включил и расизм по отношению к чернокожим, и убийство экстремистами типа ИГИЛ своих же собратьев мусульман, и неприязнь к любым меньшинствам. Вообще ненависть к любой группе людей не за то, что они сделали, а за то, кем они являются; за то, что отличаются от «нас». Конечно, все эти типы ненависти - зло, которое надо осуждать и искоренять, но если и подводить их под общий термин, то «беспричинной ненависти» и преступлений на ее почве - hate crimes. Антисемитизм же - обозначение ненависти именно к евреям. Даже если это такой же тип фобии, как антиамериканизм - в отношении американцев или русофобия - в отношении русских.

Но почему все-таки Лапид назвал антисемитизмом и другие типы ненависти, необязательно к евреям? Это же абсурд. А с Лапидом у нас хотя и бывают разногласия в вопросах о религии в Израиле, тем не менее, на международой арене он действительно борется и с антисемитизмом, и с его современной формой - антисионизмом, ненавистью к государству Израиль. Последняя может исходить от людей вполне либеральных, любящих евреев или даже являющихся ими, но обвиняющих Израиль в «расизме» по отношению к бедным палестинцам. Да, важно подчеркивать, что это тоже антисемитизм, но зачем вдруг распространять его и на ненависть к совсем другим людям?

Автор одной статьи все-таки пояснил: Лапид, возможно, неудачно выразился, но имел он в виду не буквально, что все перечисленные им примеры ненависти называются антисемитизмом, а то, что они того же типа. Поэтому те, кто осознает зло расизма и борется за права чернокожих в Америке, пусть знают: антисемитизм - такой же тип зла. И те, кто ужасается экстремизму и зверствам ИГИЛ, даже по отношению к своим же единоверцам, пусть знает: антисемитизм - такой же тип ненависти и ведет к столь же ужасным зверствам - lда и уже привел не раз в истории, особенно в Холокост.

То есть Лапид ищет союзников по борьбе с антисемитизмом. А то трудно бывает евреям, когда эта вечная ненависть к ним вновь прорывается наружу, а заступников мало. В то же время на Западе сейчас вовсю идет борьба за права чернокожих и против расизма - BLM, а также за права других меньшинств и против соответствующих фобий. Значит, есть люди, осознающие зло и неприемлемость таких типов ненависти, и готовые против них бороться. Вот и антисемитизм является одним из них, так давайте бороться и против него, вместе.

Перестали делать, но продолжили существовать

И в этом плане, можно сказать, есть две новости, хорошая и плохая.

Начнем с хорошей - ну, она не то что хорошая, а скорее полезное раскрытие правды.

Как отмечает автор статьи, слышать такое определение антисемитизма от главы дипломатии Израиля примечательно тем, что государство Израиль было основано на идее сионизма. А она, в свою очередь, зиждилась на ином понимании антисемитизма.

Зародилась она в Европе конца 19-го века, когда там вошел в моду национализм - идея, что  у каждого «полноценного» народа должна быть своя страна и свой общий язык. Он должен жить на своей земле, кормить и защищать себя, как «настоящий мужчина». По этой логике, евреев ненавидели и презирали потому, что они не имели свою страну, а жили в чужих странах и, в случае чего, не умели себя защитить. Не «самодостаточные, крепкие мужчины», а «хилые паразиты», фу! Франция должна быть для французов, а Германия – для немцев, для своих кормильцев и богатырей, а не для этих…

Ну, если в этом проблема, то есть простое решение: надо евреям основать собственное государство, поселиться на своей земле, научиться кормить и защищать себя, «как все настоящие мужчины», и тогда и их таковыми признают и перестанут ненавидеть.

Что и было сделано. Поселились на своей земле. Создали сильную экономику, превратили пустыню в сад. Создали сильную армию, дали отпор врагам. Вроде бы, стали такими же «настоящими мужчинами», как и те, кто раньше презирал их и не считал «своими».

В теории, должно было помочь.

А на практике?

Получили, как всегда: ненависть.

Но теперь-то за что?! Мы же стали, наконец, такими, как они, «настоящими мужчинами»!

А вот за это и ненавидят. Потому что сами они, оказывается, уже перестали считать таких «своими». Насмотревшись, что понаделали их «настоящие мужчины» во время войны, в том числе и евреям, они решили, что все-таки надо пожалеть и полюбить этих «хилых» евреев - и подобных им невинных жертв. Например, вот, бедных палестинцев. Которых мучают и угнетают… израильские солдаты и поселенцы! Доблестные воины и богатыри, говорите? Нет, презренные задиры и хулиганы, оккупанты и расисты! Вот кто теперь подобен нацистам!

Защищаете свое еврейское государство, говорите? А почему оно вообще еврейское? Это национализм! Государство должно быть не для одного народа, а для всех своих граждан. Мы теперь не к «чистой» расе стремимся, которую любые инородцы «загрязняют»,  а, наоборот, к «многообразию». В любой стране, фирме, команде должны быть и белые, и черные, и цветные, представители всех меньшинств – иначе это общество неполноценное (впрочем, белых уже необязательно иметь). Так что государство, предназначенное специально для евреев, – оно не как все. Это государство расистское, его надо подвергнуть бойкотам и санкциям, сделать его изгоем.

Вот и получается, что в плане антисемитизма и стремления быть, «как все», сменили шило на мыло. Ненависть к индивидуальному еврею как к чужаку в Западной цивилизации действительно относительно спала – по крайней мере, среди элит, власти и интеллигенции; теперь кое-где еврейство даже стало модным и считается одной из необходимых составляющих «многообразия». Но вместо этого появилась ненависть к еврейскому государству как к чужому в том «чудесном» новом мире всеобщего миролюбия, толерантности и братства - потому что «агрессивный, бестия, чистый фараон».

Если старый антисемитизм был правым и националистическим, то новый - левый и интернационалистический. Старый обвинял евреев в интернационализме и космополитизме, в революционности и подрыве «старого доброго» мира. А новый - в национализме, исключительности и реакционности, в том, что представляют атрибуты «старого злого» мира. Старый был расистским, новый обвиняет в расизме.

Это яркая иллюстрация того, как антисемитизм бывает совершенно разным по природе - одна форма может быть даже противоположной другой - и неизменным остается лишь то, что на практике ненавидят и хотят уничтожить евреев.

Но этот факт, очевидный, если посмотреть со стороны и непредвзято, очень долго не доходил до современного государства Израиль, вся цель которого была не просто дать евреям свой дом, но избавить их от вечных преследований, добиться того, чтобы их оставили в покое. По логике основателей должны были оставить! Ведь, вроде бы, были устранены прежние причины для ненависти. Евреи перестали делать то, за что их не любили. Почему же продолжают не любить, по новым, абсурдным поводам? Как же доказать им наконец-то, что евреи действительно, в самом деле, реально не хуже других???

В этом контексте определение Лапидом антисемитизма - знак того, что наконец дошло. Евреев ненавидят не за то, что они делают, а за то, кем они являются. За то, что они евреи. А механизм каждый раз находится иной: можно ненавидеть за то, что религия «неправильная», или кровь «нечистая», или что предстают космополитами в националистическом мире - или что предстают националистами в космополитичном мире. Основали государство Израиль? Можно обсуждать правильность его основания или устройства с разных точек зрения, но одного ожидать точно не стоит - что его создание решит проблему антисемитизма. Нет, не решит, поскольку даже если евреи изменят то поведение, за которое их ненавидели, найдут причины возненавидеть за новое.

Это неприятно, но хотя бы полезно как раскрытие глаз на истину.

Один за всех, не все за одного

А плохая новость? То, как удается пока что найти тех самых союзников в борьбе с антисемитизмом, которых Лапид пытается искать.

Расизм в отношении чернокожих - такого же типа зло, и надо бороться против него и антисемитизма вместе? Это уже давно понимали… евреи. Которые за последний век революций были в авангарде всех типов борьбы, за все хорошее. Они и в Америке сражались за права чернокожих, а затем прочих меньшинств, и в России сначала как революционеры за права рабочих и крестьян, потом как диссиденты за права жертв советского режима. Они всегда за всех болеют и борются.

А все за них?

В этом плане многих леволиберальных евреев постиг шок во время последней вспышки конфликта между Израилем и палестинцами в Газе. По Америке, казалось бы, давно терпимой ко всем меньшинствам, включая евреев, прокатилась волна антисемитизма, причем в той форме, которую невозможно было отрицать. Поносили и избивали на улице именно «евреев», тех, кто выглядел таковыми, не выясняя, как они относятся к государству Израиль и согласны ли в том, что оно «расистское». Без всяких там разговоров, что «мы любим евреев, только критикуем политику государства Израиль».

И тут леволиберальные евреи подумали: раз мы так пламенно боролись вместе с чернокожими и их сторонниками за их права и против расизма, значит, и они будут бороться вместе с нами против этого антисемитизма.

Но в ответ - тишина. Только некоторые либеральные звезды Голливуда, выступившие с резкой критикой Израиля, испугались, увидев, как она переливается в обыкновенный дикий антисемитизм, и пошли на попятную. Но все эти мощные движения типа BLM, и все связанные с ним организации - молчок. Потому что это не правый, расистский антисемитизм, а левый, «антирасистский», крайность тех сил, что представляют и они. И против этого как-то не так интересно и приятно бороться… Да и вообще они откровенно сочувствуют палестинцам, думая, то и те - жертвы «расизма». А что евреи по факту страдают? Ну…

Они же не чернокожие. Вот если другие типы меньшинств… Хотя нет, на «парады гордости» тех типов израильтянам откровенно рекомендуют не приезжать, и это несмотря на то, что Израиль - одна из самых либеральных в этом отношении стран, а палестинцы - как большинство арабов - по-традиционному нетерпимы.

Так что если Лапид надеется найти союзников в борьбе против антисемитизма, во всех его формах, похоже, придется ему туго.

Ибо его собственный тезис о том, что евреев ненавидят не то, что они делают, а за то, кем они являются, идет гораздо глубже. Даже те, кто борется за права всех «других», необязательно станет бороться и за евреев. Ибо они другие «другие». Даже для тех, кто против ненависти к «чужим» и за признание их «своими», они - чужие «чужие».

Они - евреи. И этим все сказано.

Теги: Израиль, США, Холокост, Политика, америка, Германия, Актуалия, антисемитизм, Арабо-израильский конфликт, История еврейского народа, государство Израиль, Гитлер, Арабы