Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Утреннее омовение рук – нэтилат ядаим – предписано потому, что утром человек, как бы создаётся заново – брия хадаша,[1] а также потому, что после ночи на руках обосновывается злая сила – руах раа.[2]
Бывает, что вода далеко и некому её принести, и люди с чувствительной душой (баалей нэфеш) идут к воде, проходя за раз меньше четырёх локтей. И это неправильно. Лучше уж добежать до воды, но не задерживать на руках руах раа.[3] А вообще-то, согласно книге Зоар, человек (пренебрегший утренним омовением), проходя утром более четырёх локтей, достоин смерти.[4]
Почему же нельзя перед омовением рук преодолевать расстояние больше четырёх ама? Дело в том, что когда человек, не омыв руки, ступает на землю, тогда, не дай Б-г, вся скопившаяся за ночь злая разгорячённость (חימום הרה)животной души начинает преследовать его, пытаясь навредить. Поэтому, пока руах раа не смыта с рук, нельзя этой напасти позволить «встать на ноги».[5]
Перед утренним омовением рук следует всеми силами остерегаться, чтобы не коснуться какой-либо еды или питья и сделать их тмэим – нечистыми духовно. Однако можно пренебречь этим в отношении маленьких детей, не достигших возраста, когда начинают приучать к заповедям (гиль хинух), так как душа человека в этом возрасте ещё невосприимчива к понятиям, связанным с кдуша. Нет также проблемы, если нееврей прикоснётся к еде или питью. Те же, кто следят, чтобы ребёнок с самого раннего детства не дотрагивался до пищи, не совершив утреннего омовения, достоин похвалы.[6]
Те, кто относятся с трепетом к словам Творца, не станут благословлять или произносить слова Торы в присутствии воды, использованной для утреннего омовения.[7] В случае необходимости, следует прикрыть посуду с этой водой, поскольку её духовная нечистота даже более интенсивна, чем у мочи.[8] Зоар же настоятельно рекомендует вообще не задерживать эту воду в доме.[9]
Тот, кто берёт на себя труд выносить воду, использованную для утреннего омовения, чтобы выплеснуть её снаружи, удостаивается особой духовной чистоты. И вообще, рекомендуется свести к минимуму присутствие в доме вещей, чуждых еврейству.[10]
По книге раби Авраама Ицхака Шперлинга из Львова"טעמי המנהגים ומקורי הדינים"
[1] Бейт Йосеф, Орех Хаим, симан 4
[2] Зоар, глава Ваейшев
[3] Шаарей Тшува, симан 1, сеиф катан 1, от имени Биркей Йосеф
[4] Атерет Зкеним, симан 4
[5] Сефер Агро де Пирка, 9, от имени Саба Кадиша ми Эрмез
[6] Шульхан Арух а-рав
[7] Биркей Йосеф
[8] Сефер Аводат а-Койдеш
[9] Зоар, там же
[10] Гаон Маараш ми-Бельз