Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Нужно давать милостыню тайно, насколько это возможно. Если возможно дать ее таким образом, чтобы сам дающий не знал, кому он ее дает, а берущий не знал бы, от кого он ее принимает — это очень хорошо. И уж во всяком случае не следует человеку гордиться тем, какую он дает милостыню.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Усилия напрасные и необходимые (7)

Отложить Отложено

 

ХАЗОН ИШ И ВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ

 

Семья одного больного, находившегося в бессознательном состоянии, обратилась к раби Ишаяу Карелицу (Хазон Иш) со следующим вопросом:

Один из врачей, обследовавших больного, определил у него опухоль в мозгу и постановил, что требуется срочная операция, иначе – смерть. Однако другой врач считал, что больной страдает от мозгового кровотечения и операция окажется смертельной.

 

Хазон Иш посоветовал семье обратиться к ещё одному специалисту и действовать в соответствии с его вердиктом. Третий врач решил, что в мозгу опухоль и следует немедленно оперировать.

 

Семья опять вернулась к Хазон Ишу и проинформировала его о сложившейся ситуации. Услышав о решении третьего врача, Хазон Иш встал со своего места и в продолжение двадцати минут, не говоря ни слова, расхаживал по комнате. И только потом сказал, что следует оперировать.

Семье это показалось странным, но, не задавая лишних вопросов, они бросились в больницу, чтобы дать добро на операцию. В итоге, больной умер на операционном столе, и выяснилось, что второй врач оказался прав: больной страдал мозговым кровотечением, и операция убила его.

 

Тут-то семья вспомнила о необычном поведении Хазон Иша: сначала посоветовал проверить у ещё одного специалиста и действовать согласно его решению, но услышав о его вердикте, постановил оперировать лишь после долгих раздумий. Было очевидно, что Хазон Иш не слишком доверял последнему решению врача. Почему же тогда Рав приказал оперировать? – спросила семья.

 

Вот что ответил Хазон Иш: «Моё знание ничего не могло ни добавить, ни отнять. Если на Небесах постановлено человеку - жить, он будет жить, если же он приговорён, то умрёт. Не в наших силах продлить больному жизнь. Мы лишь обязаны предпринять усилия, которые выглядят действенными, и в данном случае это зависело от мнения большинства врачей. Мы поступаем так, даже если выяснится постфактум, что предпринятые усилия лишь навредили. Мы обязаны понимать, что жизнь и смерть человека определяются лишь суммой его поступков, и так же, как лишние усилия могут повредить человеку, недостаток этих усилий или бездействие тоже могут оказаться фатальными».[1]

 

Нам, как людям верующим, должно быть ясно: «Человек не пошевелит пальцем, если об этом не было провозглашено Свыше».[2] Даже слабый удар, получаемый человеком, определён ему с Небес. «Испытания, подобные болезням и несчастьям, - всё это приговор Свыше, и не в силах человека уберечься».[3]

 

Посему, тот, кто полагается на Творца, знает, что есть мера усилий, которую человек обязан предпринять, но нет никакой причины слишком множить эти усилия, поскольку это ничего не прибавит и, в конечном счёте, не изменит в приговоре Суда, определяемым общим балансом поступков человека.

 

Посмотрим же, как этот нелёгкий выбор совершали наши Отцы и Учителя, чтобы и мы, на нашем уровне, могли определить для себя, как должно поступать, чтобы удостоится спокойной и здоровой жизни.

 

По книге раби Менахема Зеева Маора "השתדלות המאמין"

 


 

[1]Со слов раби Шломо Ноаха Кароля, бывшего свидетелем этого происшествия.

 

[2]Хулин,7,2

 

[3]Тосафот, Нида,16,2

Теги: , Переводы, Еврейство, Усилия напрасные и необходимые