Темы: Цель творения, Недельная глава, Берешит, Сотворение мира, Изучение Торы, Рав Бенцион Зильбер
Нынешняя суббота — первая суббота после праздника Симхат-Тора, когда завершается и возобновляется годовой цикл чтения Торы. Она называется Шабат Берешит, по первой главе первой книги Пятикнижия.
Напоминаем содержание главы: сотворение мира и человека, прегрешение Первого человека Адама и его жены Хавы и наказание, постигшее их; убийство их сына Авеля его братом Каином.
ВОКРУГ ЧЕГО КРУТИТСЯ МИР?
Талмуд приводит рассказ раби Ханины бар-Попе о грядущих временах, когда мир предстанет перед судом Всевышнего. Выйдет Всевышний к народам со свитком Торы в руках и скажет: «Кто занимался ею, пусть придет и получит плату». Подойдут народы Рима и заявят: «Мы строили рынки и бани, мы собрали много золота и серебра, и все для того, чтобы евреи могли заниматься Торой». «Глупцы, — ответит им Всевышний, — все, что вы сделали, вы делали ради себя».
Подойдут, скажем, персы и скажут: мы построили массу мостов, мы создали огромную империю из множества провинций, мы вели много победоносных войн, и все это ради евреев — пусть занимаются Торой.
Что-то подобное заявят и другие народы. И всем им Всевышний ответит: «Глупцы, вы делали это ради самих себя».
Непонятная история. Речь идет о временах, когда весь мир исполнится знанием Б‑га, народы держат ответ перед Б‑гом и сознают это, как же они решаются на такую грубую ложь? Ведь они знают, что Б‑гу известна вся правда! И что еще интереснее — Б‑г не говорит им: «Обманщики!», Он говорит: «Глупцы!»
Брискер ров (рав Ицхак-Зеев Соловейчик) объясняет это так: все, что создано в этом мире, и все, что происходит в этом мире, имеет главной целью изучение евреями Торы. Так что, в сущности, утверждения этих народов — не ложь. Другое дело, что, совершая свои действия, они об этом не думали, в их намерения это не входило, так что и награды никакой им не полагается. Вот это-то Всевышний им и говорит.
В «Предисловии к комментарию к Мишне» Рамбам пишет, что всякая вещь в этом мире для чего-то предназначена. Если кто-то пашет землю, то это, скажем, для того, чтобы кто-то учил Тору. А для чего нужен «бездеятельный» богач, которому не надо работать для пропитания? Ну, а он, например, велит своим рабам построить дворец или насадить большой виноградник, а потом в стенах дворца праведник найдет убежище от смерти, на основе вина из выращенных в винограднике ягод изготовят лекарство для достойного человека, которого укусила змея…
А в наши времена Брискер ров говорил, что железная дорога Петербург-Берлин существует для того, чтобы ешиботник мог приехать в Воложин в ешиву, а существование Транссибирской магистрали оправдано спасением бней-Тора (в частности, ешивы «Мир», добравшейся по ней до Японии) в начале Второй мировой войны, иначе не понять, зачем вложили столько сил в дорогу, которая используется отнюдь не в соответствии с этими усилиями.
Мы не в состоянии расшифровать всю подоплеку существующего и совершающегося в мире. Подлинные расчеты и цели, стоящие за действиями, поступками и событиями, их сочетаниями и комбинациями, станут нам известны только в будущем мире.
Тора начинается словами «Бе-решит бара Элоким»(1:1). Обычно их переводят как «В начале Б‑г сотворил…». Стих этот, замечает Раши, требует истолкования: если имеется в виду «в начале», то почему не сказано «бе-ришона», «сначала»? И потом — «бе» можно понимать как «для» или «ради» чего-то. Объясняют мудрецы: «бе-решит» — ради Торы, названной «решит», началом Его пути, и ради Израиля, названного «решит», начатком Его плодов, Б-г сотворил мир.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.