Темы: Раскаяние, Йом Кипур, Рав Бенцион Зильбер, Шаббат Шува
Мы не раз говорили о том, что в еврейском понимании временные периоды: утро и вечер, день и ночь, недели и месяцы годового цикла — неоднородны не только в физическом отношении. Время, как и место, обладает своими духовными особенностями. Период, в котором мы сейчас находимся: десять дней между Рош-а-Шана и Йом-Кипур, между Новым годом, или Днем суда, как его еще называют, и Днем искупления, — это время, благоприятное для тшувы, возвращения к Б-гу. Они называются Десятью днями раскаяния. В эти дни Б-г близок к каждому. Именно в эти дни надо следовать совету пророка Иешаяу (55:6): «Ищите Г‑спода, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко».
Представьте себе такую ситуацию. Человеку предстоит нелегкий суд. Друзья говорят ему: вот если бы тебе удалось попасть на прием к королю и изложить ему свое дело! Наш король умен, справедлив и могуществен. Он бы тебе помог…
Случилось так, что именно в это время король, который нередко появлялся среди своих подданных инкогнито, остановился в гостинице этого города. Человек, о котором идет речь, бывал в гостинице, видел короля, но не узнал его переодетым. Легко вообразить разочарование этого человека, когда уже после отъезда короля он узнал, кто это был. Упустить такую возможность! Но что делать? Он не знал.
В отличие от этого человека мы-то знаем, что именно сейчас наш Царь близко.
Аналогия многое проясняет. Поэтому вдумаемся и в такую историю. Ревизия обнаружила в банке недостачу. Ревизор был другом директора банка. Ревизор говорит другу-директору: «Даю тебе десять дней. Внеси недостающие деньги, и я буду считать, что ничего не было».
Десять дней раскаяния — это время, когда мы можем поискать у себя такую «недостачу» и «покрыть» ее так, чтобы от нее и следа не осталось.
Что означает ивритское слово «тшува», которое мы переводим как «раскаяние»? Буквально оно означает «возвращение». Куда мы возвращаемся? В свое нормальное положение. А нормальное положение для человека — близость к Творцу.
Человек сбивается на свои пути, отклоняется от путей Г-спода, а потом возвращается на верный путь, возвращается к Б-гу. На иврите раскаяние и возвращение — тождественны.
Возможность тшувы — дар Всевышнего человеку. Удивительная возможность полного обновления существует только в духовном мире. Вообразите, что вы разбили прекрасный хрустальный кубок. Вы глубоко сожалеете об этом. Вы говорите: всем сердцем я раскаиваюсь в том, что сделал, и впредь беру на себя обязательство всегда быть очень осторожным. Превратятся ли осколки снова в кубок? А дурной поступок, в котором человек раскаивается, стирается из «истории» его души так, как будто его никогда не было.
Правда, процесс этот происходит по-разному, в зависимости от характера прегрешения. С чем можно это сравнить? С испачканной одеждой. Иногда, чтобы она стала чистой, ее достаточно отряхнуть рукой. Иногда для этого нужна платяная щетка. А иногда без химчистки не обойтись.
Очистить душу от грязи не всегда легко. Но, говорит рабейну Иона, тому, кто хочет очиститься, Б-г помогает, дает ему силы, превосходящие его естественные возможности. Основное здесь — внутреннее желание.
Однако все-таки — что делать человеку, если он чувствует, что ему не хватает сил на какие-то серьезные изменения в себе и в своей жизни? Надо начать с малого. В работе над собой сделанный нами небольшой шаг переносит нас дальше той точки, которую мы наметили. Надо сделать что-то небольшое, но практическое, например, принять решение посещать урок Торы, пусть раз в неделю, но постоянно. Надо принять решение о каком-то пусть небольшом, но постоянном действии. А оно само продвинет нас дальше. Как говорят мудрецы: лучше небольшое, но стоящее прочно, чем большое, но неустойчивое и падающее.
Всевышним нам дарована редкостная, удивительная возможность обновления, не имеющая себе подобных в мире материальных явлений. Давайте же воспользуемся ею!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.