Темы: Амалек, Алаха, Заповеди, Рав Цви Патлас
В «Сефер мицвот» (заповедь 189) Рамбам пишет: «Есть у нас повеление уничтожить семя Амалека из всего семени Эсава. Это то, что сказано в конце главы “Ки Теце” книги Дварим: “Сотри память об Амалеке”. И это одна из трех заповедей, которую обязан исполнить наш народ, когда овладеет землей Израиля: И война против Амалека — это заповеданная война».
1. Поставить над собой царя.
2. Построить Храм.
3. Уничтожить семя Амалека.
Рамбам продолжает: «Повеление помнить, что сделал нам Амалек, который предварил всех и сделал нам зло при выходе из Египта, как сказано — всё время “помнить и пробуждать в наших душах ненависть к нему, чтобы не забылась эта заповедь, и чтобы не ослабела ненависть”. И это то, что сказано в Торе: “Помни то, что сделал тебе Амалек”. И в Сифри объясняется: “помни то, что сделал” — произноси вслух, “не забудь!” — не забудь в сердце».
Итак, по поводу Амалека у нас есть три заповеди. Две из них повелительные: И одна запретительная заповедь: Из слов Рамбама слышится, что связанные с Амалеком заповеди актуальны для нас на все времена. Но после того, как Санхерив переселил и смешал народы, мы не знаем кто является потомком Амалека, и, казалось бы, не можем стереть память об Амалеке, т.е. уничтожить его. Таким образом, единственное, что остается для нас актуальным в связи с этими заповедями — это чтение главы «Захор», особого отрывка из Торы, в котором говорится об этих заповедях, в ту Субботу, которая предшествует празднику Пурим.
1. Помнить то, что сделал нам Амалек.
2. Стереть память о нем.
3. Не забыть то, что он нам сделал.
Но поскольку речь идет о заповедях Торы, мы должны изучать их, чтобы попытаться понять в чем состоит их актуальность и для нашего времени.
Для начала попробуем получить ответ на ряд вопросов, связанных с этими заповедями.
Первый вопрос, на который нам необходимо ответить: почему первое сражение с Амалеком было назначено Моше только на следующий день после того, как Амалек напал? Ведь амалекитяне убивают и насилуют евреев, а еврейская армия выходит на войну против них лишь назавтра! Эта битва должна была начаться немедленно, даже просто из-за осквернения Имени Всевышнего! Это самая первая война с Амалеком, которую вели Моше и Йошуа бин Нун. Но будущие войны против этого врага, которые вели царь Давид и царица Эстер тоже назначались на следующий день. Но почему? Ведь тот день, который сегодня для нас «завтра», на следующий день тоже будет «сегодня»? Так почему же сражаться нужно только завтра, а не сегодня? Ответ же заключается в том, что такую войну не начинают без подготовки. Моше велит Йошуа: «Выбери нам людей (сегодня), чтобы они вышли воевать с Амалеком завтра». Во время первого пира у Эстер (сегодня), в сердце Ахашвероша зарождается сомнение: почему царица на интимный семейный вечер зовет кого-то еще, даже если этот кто-то первый министр? И лишь на следующий день Эстер открывает ему, что Аман, потомок Амалека, задумал убить ее, вместе со всем ее народом. В чем здесь корень? Народы, с Амалеком во главе, признают, что Творец сотворил мир: «Ашем малах» — «Творец был царем». А что говорим мы? «Ашем мелех» «Творец — Царь (сейчас), Он — царствовал (т.е. 5778 лет тому назад Он сотворил мир) и Творец будет царствовать во веки веков». Билам хотел проклясть еврейский народ, чтобы нас полностью выкорчевать. Он знал мгновение (רגע), когда Творец гневается и умел этот гнев направить на своих врагов. Тосафот в своем комментарии на Талмуд задают вопрос («Брахот» 7а): «Но что можно успеть произнести за одно мгновение»? Они отвечают: «Одно слово: כלם (“калем”) — “уничтожь”. Но все эти дни Творец не гневался, и благодаря этому был спасен еврейский народ». А для нас эти буквы полностью перевернуты и образуют слово מלך («мелех») — «Царь». Мы свидетельствуем сегодня, что Он — Царь, и через нас Он проявляется в мире как Царь, когда мы произносим: «Шма, Исраэль». «Нет ничего, кроме Него» — это то, что мы должны иметь в виду, когда произносим: «Ашем Эхад» (Б-г Один).
Но ведь даже когда я произношу эти шесть слов «Шма Исраэль»— я тоже существую: это я обдумываю в своем сердце, что кроме Него нет ничего. Разве это не противоречит тому, что нет ничего, кроме Него? И на самом деле, в этом состоит вопрос всех вопросов. Актуальна ли для нас сегодня заповедь об уничтожении Амалека? Ведь того древнего Амалека уже давно нет. Что же нам остается? Неужели просто раз в году в Субботу перед Пуримом прослушать в синагоге чтение трех строк из главы «Ки теце» (образующих главу «Захор»), и все? И только? Нет! И именно в этом заключен принципиальный спор между нами и Амалеком. Он говорит: «Несомненно, Творец сотворил мир, но теперь Он передал весь мир в руки человека. И лишь тот, кто сильнее всех, кто обладает правом управления (т.е. владеет всеми силами нечистоты и черной магии) — только он и правит. И кто же первый среди всех народов? Несомненно, это Амалек, и он царь в нижнем мире». А что же отвечаем Амалеку мы? «Творец не только сотворил мир, но Он, и только Он, каждое мгновение творит его и обновляет, т.е. Царствует, и (Он и только Он) будет царствовать и завтра». «Ашем — мелех, Ашем — малах, Ашем — имлах леолам ваед» («Всевышний — Царь, Всевышний был Царем, Всевышний будет Царем во веки веков».
И это то, что мы делаем, произнося «Шма, Исраэль» — мы принимаем на себя ярмо Его царской власти. Но почему нет противоречия в нашем утверждении что нет ничего, кроме Него? Ведь мы тоже существуем? Мы есть?! Почему же нет в этом противоречия? Потому что именно в этом и заключено Его желание, ради этого и был сотворен весь мир: «Чтобы благодарить Его и провозглашать Его единство». По Его желанию был сотворен человек, который может на основании дарованной ему свободы выбора, бунтовать и не принимать Его царскую власть, провозглашая самого себя царем. Но есть и другая возможность у человека — полностью подчинить свое желание Его воле, добровольно принять на себя Его царскую власть, вплоть до самопожертвования, до полного отказа от своего желания.
«Его существование — абсолютно и не зависит ни от кого. А наше — полностью зависит от Него» — так об этом пишет Рамбам («Илхот йесодей а-Тора» 1.1). И именно в этом и состоит полное уничтожение Амалека: если я готов отдать за Всевышнего свою жизнь — в этот момент максимально проявляется Его царская власть и Его абсолютное единство: ведь и на самом деле — «нет ничего, кроме Него». Эта идея раскрывается в Мидраше Танхума. Написано в Торе: «И сказал: “Б-г клянется Своим престолом, что война у Б-га с Амалеком во всех поколениях” (Шмот 17:16). А в “Танхума” объясняется, что пока есть Амалек, “Имя Творца не цельно и престол Его славы — не целен”. В комментируемом стихе слово “престол” написано как כס (“кес”) — без буквы “алеф” (א), т.е. не в полной версии — כסא. Здесь мы видим указание на то, что Его царской власти наносится ущерб: ведь если можно воевать против Его народа — значит можно воевать и против Него Самого. И Имя Творца — Элоким (להים-א) — имеет числовое значение 86, такое же, как и у слов הכסא (“а-кисе”), означающего Престол Славы Творца. И главное из Имен Всевышнего — Авая (Милосердный) — не может пока проявиться в мире. “Ты властвуешь — только на Небесах” — провозглашает Амалек. И это первые две буквы Четырехбуквенного Имени, которые говорят о Его замысле. Первые две буквы — ה-י (“юд” и “эй”) — это мера суда Творца.
А реализация Его замысла, раскрытие Его Присутствия, т.е. Его Шехина. — вторые две буквы Четырехбуквенного Имени — ה-ו (“вав” и “эй”) — скрыты, из-за бунта Амалека. И именно это сообщает нам Свиток Эстер, как объясняется в Талмуде (“Хулин” 139): в самой Торе (Дварим 31:18) есть намек на Эстер: “А я, закрывая, закрою Свое Лицо” (обычно переводят как “совершенно закрою”). Казалось бы, союз, заключенный между Творцом и евреями у горы Синай, разорван: Храм разрушен, народ Израиля в изгнании, завершается эпоха пророчества. Но в тот момент, когда ночная тьма кажется абсолютной, небосвод озаряет утренняя звезда, “Аелет а-Шахар” (Теилим 22), и это царица Эстер: само название “Свиток Эстер” (“Мегилат Эстер” на святом языке) дословно означает “Раскрытие скрытого”.
Эту тайну немного приоткрывает Раши в комментарии на трактат “Шабат” (88а): “Из любви к тому чуду, которое совершил для них Творец, евреи сделали тшуву. Все евреи того поколения раскаялись. Исполнили Тору, которую уже получили с горы Синай”.
В чем же заключалось чудо? В том, что “пур”, т.е жребий, который бросал Аман, потомок Амалека, стал нашим “пуром” — жребием. Тот день, когда он замыслил полностью уничтожить весь еврейский народ, стал днем его падения, днем, когда нам было дано право уничтожить Амалека. В этот день Царь всех Царей воссел на Троне. Но пока существует Амалек, Имя Творца (Авая) и Его трон не цельны, и все же, в 13-й день месяца Адар, когда был нанесен удар по Амалеку, на какое-то мгновение разошлись тучи и луч света озарил землю. “И многие из народов мира приняли еврейство из-за страха перед евреями” — как свидетельствует нам Свиток Эстер. А в годы правления Дарьявеша (Дария), который, по ряду мнений, был сыном Эстер, был восстановлен Храм в Иерусалиме.
Но ведь во Втором Храме уже нет явного присутствия Творца! Самое начало эпохи Второго Храма является последним периодом перед завершением пророчества — это время деятельности Эзры, Нехемии и самого последнего пророка — Малахи. Однако именно в этот период начинается эпоха мудрецов, а как известно, “мудрец предпочтительнее пророка” (“Бава Батра” 12). Приходит время раскрытия Устной Торы — души нашей Традиции, происходит раскрытие глубинных тайн Торы — Каббалы, которая является “душой души” Торы.
Мужи Великого Собрания установили благословения, произносимые евреями до и после чтения “Шма, Исраэль”. В комментарии “Беер Эйтев” на “Шулхан Арух” (60) цитируется написанное в книге “Каванот” от имени Аризаля, о том, что должен иметь в виду человек, когда он произносит благословления перед Шма. Когда мы говорим “Который избрал нас из всех народов и языков”, нужно иметь в виду дарование Торы с горы Синай. Произнося “И приблизил нас к Своему Великому Имени” — нужно иметь в виду заповедь “уничтожить память об Амалеке из-под Небес”.
Возникает вопрос: почему упомянуто Великое Имя, но не упомянут престол Его Славы? И выясняется, что когда еврей произносит 248 слов “Шма, Исраэль”, и принимая на себя царскую власть Творца, он тем самым стирает память об Амалеке. Ведь когда еврей произносит “Шма, Исраэль” и имеет в виду, что “нет ничего, кроме Него” — он тем самым уничтожает всех мнимых царей, и прежде всего Амалека. И в этот момент сам человек является престолом Его Славы. Ведь 248 слов Шма соответствуют 248 органам тела человека. И тогда становятся понятными слова, которые Мужи Великого Собрания постановили произносить в благословении после утреннего “Шма”: “У Шмо каям, ве-кисо — нахон” (“И имя Его является реальностью и престол Его Славы — верен”). После того, как еврей принял на себя царскую власть Творца, т.е. провозгласил Его царем и тем самым стер из-под Небес всех мнимых царей (и прежде всего Амалека) и превратил самого себя в престол Его Славы — лишь после этого он может утверждать, что “престол Его Славы верен” — т.е. целен.
Почему война против Амалека ведется только “завтра”? Поскольку окончательное уничтожение Амалека произойдет только в конце истории мира, как сказано в Торе (Бемидбар 24:20): “Первый из народов Амалек, а конец его — полное уничтожение”, поэтому и победа над ним будет только “завтра”. Такой ответ на этот вопрос дал рав Ицхак Гутнер.
А вот что пишет об этом раби Эльханан Вассерман в книге “Ковец Маамарим” (10): “Почему Амалек напал на нас? Ответ заключается в том, что написано в Торе (Шмот 17:16): “Война у Б-га с Амалеком”. Это означает, что Амалек воюет против Творца. И если бы он мог, то сделал бы лестницы и поднялся на Небеса, чтобы воевать с Самим Творцом. Но так как это ему не по силам, он напал на народ Израиля, рабов Творца, которые направлялись к горе Синай, чтобы принять на себя ярмо Царства Небес. И сделал он это не из какого-то личного интереса, а только чтобы выступить против Творца и осквернить Его Имя”.
Относительно того, в чем состоит актуальность заповеданной войны против Амалека в наши дни, рав Вассерман пишет следующее: “Известно, что когда ведут войну, нужно знать, где главные силы противника, чтобы по возможности ослабить его именно там. И нам тоже необходимо знать в чем заключается главная сила Амалека, чтобы по возможности ослабить его. И это то, что открывает нам Тора (Шмот 17:8): “И воевал с Израилем в Рефидим”. Объясняют мудрецы в трактате “Санэдрин” (106а), и также пишет об этом Раши, что Амалек получает силы воевать с нами из-за того, что ослабели мы в изучении Торы (“рафу ядейну” — как отяжелели руки Моше во время битвы с Амалеком). И поэтому, если ослабевает наше изучение Торы — укрепляется сила Амалека. И наоборот — укрепление в изучении Торы ослабляет силы Амалека. И поэтому мы сами должны укрепиться в изучении Торы и укреплять руки изучающих Тору, потому что это смертельные стрелы для Амалека. Но увидеть это ясно мы не можем. И мы не можем это постичь. И открыто нам лишь то, что открывают нам наши мудрецы в Устной Торе. И поэтому мы должны знать, что каждый человек из народа Израиля, который учит Тору или поддерживает ее изучение, ослабляет силу Амалека. И есть у него доля в заповеди “стереть память об Амалеке из-под Небес”. И это не толкование (“драш”) — ведь мы должны полностью верить в объяснение слов Торы нашими мудрецами”.
А по объяснению, которое мы дали выше, становятся понятны слова наших мудрецов, которые сказали, что минимальное исполнение заповеди изучения Торы — это чтение “Шма, Исраэль” утром и вечером. Ведь главный смысл войны против Амалека — это его война против Самого Творца и его Торы. Это война против святости еврейского народа, против нашего предназначения: “И [вы] будете мне царством священников и народом святым” (Шмот 19:6).
Много раз мне доводилось слышать, как наш учитель рав Ицхак Зильбер, благословенна память о праведнике, цитировал сказанное Хафец Хаимом о Евсекции. У Хафец Хаима не было сомнения, что “евсековцы”, которые преследовали всех тех, кто пытался учить и обучать Торе после прихода к власти в России большевиков, несомненно являются потомками Амалека. Но разве это возможно? Ведь все эти “евсековцы” были евреями! И вот что я услышал в ответ на этот вопрос от гаона рава Моше Шапиро, благословенна память о праведнике: “У человека могут быть евреями и мать, и отец, но при этом сам он может быть прямым потомком Амалека. Ведь если он воюет против Торы, мешает изучению Торы в еврейском народе — он продолжает дело Амалека”.
Наше поколение, выросшее в Советском Союзе, воспитанное на идеях атеизма, испытавшее на себе сильное влияние коммунистической идеологии, на самом деле выросло в плену у советского Амалека. Как же мы можем выбраться из его плена? Куда нам сбежать? Только туда, где стан Израиля со всех сторон окружен облаками Славы. Ведь Амалек не мог проникнуть туда, и потому нападал он лишь на тех, кто не готов был положиться на Творца полностью, кто сомневался в Нем — на тех, кого облака Славы выталкивали за границу стана. Числовое значение имени Амалек (עמלק) равно 240 — такое же, как и у слова “сомнение” — ספק (“сафек”). Из плена Амалека, из плена безверия мы хотим вернуться к нашему Отцу, который так давно нас ждет. И когда мы произносим слова “Шма, Исраэль”, мы укрепляемся в нашей вере и в готовности положиться на Творца Мира. Этим мы уничтожаем все сомнения, и тем самым мы уничтожаем Амалека. И в этом актуальность заповеди уничтожения Амалека для нашего времени. И именно поэтому эта заповедь актуальна для нашего народа на все времена.
Из журнала Мир Торы
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.