Темы: Сионизм, Арье Кац, Государство Израиль, Арабо-израильский конфликт, Течения в Иудаизме
Вы видели эти странные картины: люди, одетые, как религиозные евреи, в традиционной одежде, но — с палестинскими флагами и антиизраильскими лозунгами. Они участвуют в демонстрациях по всему миру, дают интервью. В Израиле они привлекают к себе не меньше внимания — в основном, демонстрациями и столкновениями с полицией. Их название — «Нетурей Карта» — известно сегодня всем.
Многие считали их прошлые провокации и акции просто радикальными выходками, не имеющими никакого реального содержания, кроме желания привлечь внимание. Но после начала войны 7 октября и жестоких убийств, совершенных террористами, акции «Нетурей Карта» получили совершенно иное значение. Как можно стоять рядом с теми, кто солидарен с террористами, кто оправдывает убийства евреев? С теми, кто распространяет фейки о событиях 7 октября и декларирует открытый антисемитизм? Как относятся к этому другие религиозные евреи?
Прежде чем ответить на эти вопросы, немного поговорим о том, как появилось и развивалось это движение.
В 1938 году небольшая группа из известного иерусалимского района Меа Шеарим выпустила брошюру. Она была подписана: «Нетурей Карта», и это название закрепилось за всей группой в целом. Речь шла о небольшой, но воинственной религиозной группе, которая резко выступала против сионизма, а также против новых еврейских поселенцев в Земле Израиля.
Отношение к сионистскому движению и его выходу на международную арену в религиозной еврейской среде было неоднозначным. С одной стороны, связь с Землей Израиля и стремление к ее заселению совершенно понятно и близко любому религиозному еврею. С другой — светский характер движения и стремление создать государство вне рамок, определяемых Торой, вызывали жесткий антагонизм. С начала 20 века многие религиозные лидеры рассматривали сионизм как полную противоположность Торе.
Со временем негативное отношение к сионизму распространилось во многих ортодоксальных еврейских общинах. Часть общин в Израиле (например, входящие в «Эда Харедит») и в США (Сатмарские хасиды) не признают государство Израиль, считая религиозный антисионизм частью своего мировоззрения. Однако их отношение и подход резко отличается от «Нетурей Карта».
Ортодоксальные общины Земли Израиля, так называемый «старый ишув», имели свою сложную историю, отличную от того, что происходило в общинах Европы, хотя и связанную с этим. В середине 19 века еврейские общины Иерусалима начали активно пополняться теми, кто уезжал из Европы в поисках «лучшей еврейской жизни». На практике это означало бегство от реформизма и «еврейского Просвещения», которые принесли во многие общины раскол и массовый отход от еврейской традиции. Ортодоксальные поселенцы 19 века сталкивались со многими трудностями, но были идеалистами, готовыми жертвовать ради того, чтобы жить духовной жизнью. Ни о каком сионизме тогда речь не шла. Евреи «старого ишува» строили и жили в Земле Израиля без политического движения. Но то, от чего они стремились убежать в Европе, к началу 20 столетия настигло их в Земле Израиля, которую они считали убежищем, способным сохранить веру и образ жизни.
По мере укрепления сионистского движения и его институтов в Земле Израиля, возрастал антагонизм «старого ишува». Иерусалимские общины (в отличие от ортодоксальных общин и групп «нового ишува») требовали независимости от формировавшегося еврейского поселения под руководством сионистов. Именно на такой почве выросло самое радикально негативное отношение к сионизму и впоследствии — к государству Израиль.
Среди всех групп и общин «старого ишува» «Нетурей Карта» заняли наиболее воинственную и непримиримую позицию. Главное, что их отличало, — были методы действия. С провозглашением государства Израиль, «Нетурей Карта» начинают свою «войну». До середины 70-х годов они не имели пропалестинской идеологии. Акции «Нетурей Карта» были направлены против государства, которое они не признавали, но не только. Наряду с атаками против избирательных участков (участие в политической жизни государства других ортодоксальных евреев в «Нетурей Карта» считали ересью) они активно участвовали в демонстрациях против нарушения Шаббата и по другим религиозным вопросам. Последнее давало им возможность выступать в роли «ревнителей веры» и даже приобретать определенную популярность в религиозной среде.
Впрочем, методы, которыми действовали «Нетурей Карта», часто были далеко за пределами закона и тем более — широкого одобрения в религиозном мире. Вандализм, поджоги, уличное насилие против полиции были в порядке вещей. Стоит ли говорить, что очень скоро ортодоксальные общины в Израиле начали воспринимать «Нетурей Карта» как проблему, источник негативного отношения к себе. Действия небольшой группы проецировали на все общество, объявляя «виноватыми».
Другие антисионистские религиозные группы (такие, как упомянутые «Эда Харедит» и Сатмарские хасиды) также постепенно начали абстрагироваться от деятельности «Нетурей Карта» и критиковать ее. Еврейские общины, даже те, которые не признают государство Израиль, — прежде всего общины. Уличное насилие и постоянные негативные заголовки — не то, что помогает строить еврейскую жизнь.
Однако самих «Нетурей Карта» это не остановило. Как уже упоминалось, к середине 70-х они начинают поворачиваться в сторону солидарности с палестинцами. Кроме того, «Нетурей Карта» начинают раскалываться на разные группы, каждая из которых имеет свое видение «борьбы». Однако каждая из этих групп все дальше и дальше отрывалась от остального ортодоксального общества. Участие в выборах, признание государства Израиль и его институтов, нежелание иметь отношение к хулиганским выходкам, провоцирующим негативное отношение и «коллективные обвинения», — «Нетурей Карта» превращаются в изгоев.
По мере развития палестинского дискурса, «Нетурей Карта» погружаются в него все больше. У них даже был свой «министр по делам евреев» в правительстве Ясира Арафата. Многие члены групп начинают покидать Израиль и организовывают отдельные общины в Нью-Йорке и Лондоне. Оттуда вести деятельность намного удобнее, кроме того, гораздо легче найти поддержку среди местного населения. На сегодняшний день, абсолютное большинство акций «Нетурей Карта» происходит за границами Израиля.
Последнее десятилетие принесло еще больше поводов говорить о «Нетурей Карта». Помимо пропалестинских акций, они стали встречаться с руководителями иранского режима, который не просто враждебен, но открыто декларирует уничтожение государства Израиль. Помимо этого, было участие в конференциях отрицателей Холокоста, встречи с представителями палестинских террористических группировок. Отметим, что все эти акции активно освещаются в крупных СМИ по всему миру, но особенно — в арабском. Развитие интернета и соцсети сделали ролики с участием членов «Нетурей Карта» виральными. Радикалы и экстремисты, к сожалению, получили огромный медийный успех.
Однако все это не имело такого эффекта, как то, что делают «Нетурей Карта» после 7 октября. Да, были и осуждения, и негативные реакции в ортодоксальном мире. Но у многих оставалось ощущение того, что речь идет о группе людей, ищущих внимания и не представляющих ничего, кроме поводов напомнить о своем существовании. Во всем множестве антиизраильских движений «Нетурей Карта» были просто еще одними маргиналами — с внешней еврейской спецификой. Еще одно сжигание израильского флага мало кого удивляет в наше время.
Солидарность с безжалостными убийцами из ХАМАСа перечеркнуло всё это. Бойня, устроенная 7 октября в праздник Симхат Тора, многим открыла глаза на происходящее. Убийцам было наплевать, кто их жертвы — религиозные или светские, левые или правые. Убивали потому, что жертвы — евреи. Именно это стало поворотной точкой. Можно признавать или не признавать государство Израиль, но оправдание таких убийств или попытки отрицать случившееся — переход границы и фактическое отделение себя от еврейского народа.
На прошлой неделе Сатмарский ребе рав Залман Лейб Тейтельбойм высказался о «Нетурей Карта» в крайне резкой форме: «Мы видим, насколько далеко они зашли. Они крутятся по миру рука об руку с арабами. Идут в их колоннах, в штраймлах и лапсердаках, и кричат вместе с ненавистниками Израиля и убийцами. Это ужасное осквернение Имени Небес — поддерживать убийц, прикрываясь Торой. Их действия — доказательство того, как далеко могут зайти люди без даат Тора, переходя все границы».
«Нетурей Карта» давно перестали быть частью того общества, которое пытаются представлять. Внешний вид — просто картинка для привлечения внимания, без всякого содержания. Невозможно представить себе, чтобы верующие евреи поддерживали действия террористов и убийц. Никакое мировоззрение или политические взгляды не могут это оправдать. И самый главный вопрос, который касается этих людей, — почему они до сих пор считают себя евреями?!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»