Темы: Сотворение мира, Наука, Природа, Еврейский закон, Благословения, Месяц Нисан, Рав Ури Калюжный
Давайте рассмотрим один из основных вопросов иудаизма, который появляется в жизни религиозного человека довольно часто в разных формах. Мы не ответим на него, но хоть немножко объясним.
На днях я столкнулся с этим вопросом так. Мы гуляли по улице и невозможно было не заметить, что все деревья начали по-настоящему по-весеннему цвести. Так и захотелось сказать то красивое благословение, которое наши мудрецы специально составили для такого, казалось бы, случая (Шульхан Арух, Ор-Ахаим 226):
Тот, кто выходит в дни Нисана и видит, что зацвели деревья, скажет: «Благословен Ты, Всевышний, Б-г наш, Царь мира, в мире, в котором нет недостатка ни в чём; Он создал в нём прекрасные творения и прекрасные деревья, чтобы ими наслаждались люди».
На первый взгляд, однако, процитированный закон не позволяет нам, пока, перевести наше весеннее движение души в положенное благословение — ведь месяц Нисан ещё не начался. Возможно природа просто не знает, что в этом еврейском году два месяца Адар, а то подождала бы она ещё недельки две до начала правильной еврейской весны.
Вот и вопрос: как жить еврею в мире, где так часто есть диссонанс между движениями души, явлениями природы и буквой, казалось бы, сухого еврейского закона.
Вопрос этот старый — уже в первый день творения произошло первое столкновение. Были созданы день и ночь, так, что, по определению Всевышнего, день является временем света, а ночь — временем темноты.
То есть, спрошу я вас, день и ночь — это понятия объективные или субъективные? С одной стороны, вроде как, объективные — попробуйте сыграть на барабане посреди ночи. Но с другой стороны (буквально), в это же время в другом месте — середина дня. А между ними вообще непонятно что: сумерки — для одних уже темно и ночь, а другие гонят куда-то, не включив фары, потому что «ещё светло».
А если задуматься, что это значит вообще, создать день и ночь? Они ведь не существуют сами по себе, а являются следствием вращения земли вокруг собственной оси. То есть, если бы мир был создан физиком, он начал бы с законов Ньютона, а потом слепил бы землю и крутанул. День и ночь появились бы сами. А так как написано в Торе, то кажется, что мир был создан философом. Но мы то знаем, что философы ничего создать не могут…
На самом деле мир был создан Великим Антропологом (мы рассматриваем антропологию как науку изучающую человека, отбрасывая все эти псевдонаучные глупости о том, что человек произошел от обезьяны и т. п.).
Целью создания мира был (есть и будет) — Человек. И Всевышний знал, что человеку нужен день для действия и созидания, ночь — для отдыха и размышления. Смысл фразы о том, что были созданы день и ночь, в том, что эта объективно-субъективная необходимость и была заложена в основу мироздания. А то, что земля крутится и даже возможно законы Ньютона — это, вроде как, следствие, детали имплементации.
Но тут такая проблема: многие мицвот в Торе заповеданы специально для дня, некоторые — специально для ночи. Но как быть с тем, что в нашем мире невозможно точно определить, когда наступают день и ночь? Есть вечер, сумерки, утро, рассвет. Когда можно начинать утреннюю молитву и когда именно заканчивается суббота? Если вдуматься, то это вариант того же вопроса.
И тут Великий Антрополог о нас позаботился. Так как понятия света и темноты кажутся нам относительными, Всевышний создал «светила небесные», чтобы были нам ориентирами, по которым мы решаем, когда ночь и когда день. Вокруг этих и подобных им ориентиров и построен еврейский закон — Алаха. До такой степени, что многие не задумываясь скажут, что день — это время, начинающееся с восходом солнца, а ночь — это то, что начинается с выхода трёх звёзд. Даже время чтения Шема, которая прямым текстом Торы привязана к циклу человеческой деятельности — читать её нужно «ложась» и «вставая», мы отмеряем теперь по звёздам, а не по ритму жизни!
Кстати, о звёздах. Так уж получилось, что многие алахические авторитеты, считают, что звёзды появляются на небе только через 72 минуты после захода солнца. Возможно потому, что в Европе так или почти так оно и происходит в реальности. Но на широте Израиля уже через 30 минут совершенно темно и небо полно, вроде бы как, звёзд. Однако, когда Брискер Рав приехал в Израиль и кто-то ему предложил выйти на улицу и увидеть, что уже наступила ночь, он гневно сказал, что еврейский закон учат не на улице, а в Бейт Мидраше (Доме Учения). То есть, «звёзды», которые являются ориентиром для нашего поколения — это не светлые точки на тёмном небе, а алахические авторитеты, чьему мнению мы должны следовать.
Но вернёмся к весне. Она объективно существует. И мы это знаем не только потому что деревья зацвели, но и потому что в Торе сказано делать Пэсах в весенний месяц. То есть, в природе существует годовой цикл — то, что мы называем «весна», «лето», «осень», «зима» (см. Бэрэшит 8:22). Но переходы между сезонами плавные, трудно определить в конце ли мы зимы или в начале весны. Но славе Б-гу, Всевышний создал нам и тут ориентир — луну. И сказал отсчитывать месяцы по лунным циклам.
Не всё пошло гладко (это отдельная история) и 12 лунных месяцев оказались примерно на 11 дней короче солнечного года. Чтобы всё было правильно — Пэсах весной, Шавуот летом, а Суккот осенью — приходится раз в примерно три года добавлять тринадцатый месяц. Так мы согласуем нашу размеренную луной жизнь с природной стихией.
Теперь, к нашему вопросу. «Выходит человек в дни Нисана» (так повелось называть первый весенний месяц) «и видят, что зацвели деревья». Как это вообще понимать? Что это — он вышел из Дома Учения и воодушевился состоянием природы? И «дни Нисана» — это буквально-таки весенние дни? А структура еврейского года тут не причём? Пугает. Нет привычных ориентиров. Смутно. Не комфортно.
Наверное, всё-таки нужно подождать до начала «нашего» месяца Нисан. Впрочем, зачем нам все эти сомнения. Обратимся к раву, ибо так сказано: «сделай (то есть, выбери) себе рава и отдались от сомнения».
Читайте: обзор по теме Еврейские законы — Алаха
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.