Из цикла «Бамбуковая колыбель», темы: Гиюр, Америка, Рав Авраам Шварцбаум
НА ПРОТЯЖЕНИИ всего последнего года перед нашим отъездом на Тайвань и целых двух лет после нашего возвращения Барбара многократно обращалась к врачам в поисках профессионального совета и помощи против бесплодия.
Все эти обследования показывали, что отсутствие у нас детей не может быть объяснено никакими медицинскими причинами.
В один прекрасный день, вернувшись от очередного специалиста, Барбара заявила:
«Мне надоела эта возня с визитами к врачам и бесконечными рецептами. Отныне я ничего больше делать не намерена, — пусть себе идет, как идет.»
«А я и не вижу, что еще, собственно, мы могли бы предпринять.»
«Ну, положим, есть еще одна вещь, которую мы никогда по-настоящему не пробовали», — сказала Барбара, снимая посуду с обеденного стола.
«Какая именно?» — поинтересовался я.
Она какое-то время смотрела прямо на меня, прежде чем произнести простое слово: «Молитва».
ВСКОРЕ ПОСЛЕ ТОГО, как Хсин-Мей исполнилось два года, мы стали потихоньку выяснять, нельзя ли взять второго приемного ребенка, и в этой связи договорились о встрече с руководительницей Еврейской семейной службы.
Это была невзрачная, плотно сложенная женщина средних лет, казалось, намертво встроенная в свой письменный стол. Она тяжело дышала за баррикадой из своих папок и бумаг, и на ее лице застыло постоянное выражение сердитой озабоченности. Телефонный провод извивался по ее кабинету, как резиновая трубка, через которую вливают свежую кровь смертельно больному пациенту, и она, действительно, казалась таким пациентом, черпающим жизненные силы в бесчисленных телефонных звонках, которые непрерывно прерывали нашу беседу.
Как бы то ни было, она проявила незаурядные понимание и сочувствие. Сначала она напомнила нам о сложившейся демографической и социальной ситуации, которая приводит к быстрому сокращению числа детей, подходящих для усыновления или удочерения. Затем она объяснила, что распространение легальных абортов и, одновременно — улучшение материального положения большинства американок, имеющих теперь возможность воспитывать детей, рожденных вне брака, еще более уменьшают это число. В заключение она сказала, что шансы на быстрое получение ребенка значительно увеличиваются, если супружеская чета согласна взять приемного ребенка не самой предпочтительной категории — например, постарше возрастом или с физическими или умственными недостатками.
«Иными словами, вы ничего не можете нам предложить?»
Она грустно улыбнулась.
«Наша Еврейская семейная служба сотрудничает с другими организациями такого же рода, например, с Католическим
благотворительным фондом, который помогает нам отыскивать подходящих детей.»
Я поинтересовался, согласны ли эти организации с тем, что найденные ими приемные дети будут затем обращены в иудаизм.
«Но ведь вы оба евреи, — сказала она. — Зачем вам это обращение?»
Я посмотрел на нее с недоверчивым изумлением.
«Вы хотите сказать, что вам неизвестно, что дети, взятые на воспитание еврейской четой, не считаются евреями, пока не пройдут гиюр?»
«С детьми, которых мы пристраивали раньше, у нас никогда не возникало проблем, — заверила она. — Но даже если вы правы, я не предвижу никаких затруднений.»
«Все это не так просто, — сказал я. — Знаете ли вы, например, что до тех пор, пока ребенок не пройдет ортодоксальный гиюр, его не принимают в Еврейскую дневную школу?»
«Вы в этом абсолютно уверены? — Она посмотрела на меня с явным недоверием, при этом одна из ее бровей высоко поднялась. — Мне трудно в это поверить.»
«Вам достаточно позвонить в Федерацию или, если хотите, прямо в школу, и вы немедленно получите подтверждение.»
«Если вы не возражаете, я именно так и поступлю.»
Она предпочла поступить «именно так» из соседней комнаты (возможно, впрочем, что ее система телефонного жизнеобеспечения была рассчитана только на звонки извне) и вернулась минут через пять.
«Вы были правы, — сказала она, даже не извинившись. — Должна сказать, что я возмущена и шокирована.»
«Боюсь, что я чего-то не понимаю, — сказала Барбара, удивленная слишком бурным для этого бюрократического
растения проявлением эмоций. — Еврейская семейная служба помогает еврейским семьям. Разве не естественно, что она должна во всех сложных случаях следовать требованиям еврейского закона?»
«О, разумеется, — ответила наша собеседница. — Но только если эти требования не идут вразрез с правами индивидуума и не мешают нормальному росту и развитию нашего клиента.»
Она явно чувствовала себя задетой в своей бюрократической броне.
По пути домой я сказал Барбаре:
«Чем больше я узнаю нашу общину, тем яснее мне становится, что это вовсе не единый еврейский коллектив, а, скорее, множество разобщенных анклавов, каждый из которых действует согласно своим собственным правилам и собственной философии.»
«Я не понимаю, зачем мы вообще к ней пришли, — с горечью откликнулась Барбара. — Как могли мы затеять усыновление или удочерение еще одного нееврейского ребенка, когда нашей Хсин-Мей скоро исполнится два с половиной года, а она все еще нееврейка?»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Дни благоволения • Символы Элула • Трубление в шофар • Обычаи месяца Элула • Смерть разведчиков • 25-е Элула • Строительство стены вокруг Иерусалима • Не благословляем наступление Тишрей • «Слихот» • «Тшува» — Дар Всевышнего • Основы «тшувы»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Выдающийся законоучитель. Его труд по сей день служит одним из самых важных и авторитетных законодательных источников
Редакция Толдот
Рав Исроэль-Меир Лау
В течение этого месяца мы стараемся обеспечить себе как можно больше добрых «адвокатов», которые защитят нас в день Суда, заставив замолчать всевозможных «прокуроров», враждебных нам и напоминающих о наших проступках.
Рав Ицхак Зильбер
Рош а-шана — это начало года и день суда. В этот день, как говорят мудрецы Талмуда, все создания, живущие в этом мире, проходят перед Всевышним, «как овцы», то есть каждый по отдельности. В этот день решается судьба всего мира и судьба каждого человека.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Автор элегий, родился в Гренаде
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В месяц элуль, предшествующий началу нового еврейского года, производится чтение «слихот», молитв о прощении грехов. В разных общинах существует свой график чтения «слихот». Время произнесения молитв тоже выбрано неслучайно.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
По сей день книга Шаха служит одним из самых важных и авторитетных законодательных источников.
Батшева Эскин
История о приближении к еврейским традициям