«Возвратись Израиль до Господа Всесильного твоего…»
Этот волнующий пасук открывает афтару Шаббата, предшествующую Йом Кипуру, называемую из-за этого «Шаббатом возвращения». Язык пасука требует обьяснения. Подобало бы написать " Возвратись Израиль К Господу Всесильному твоему», подобно тому, как говорится «Возьмите с собою слова и возвратитесь К Господу» (Ошеа 14:3). В чем смысл слова «До» ?
Царь Менаше был из царей Иудеи и шел по очень плохим путям , пролил много крови, служил идолам, до того , что установил изваяние в Храме ! Несмотря на предупреждения пророков Нахума и Хавакука, которые были в его дни, он не изменил своих путей.
Вследствие его действий , на него поднялся царь Ашура и его армия, его связали и привезли с ними в Ашур, и там в лучших их традициях поместили его в медный котел с двойным дном, под которым зажгли огонь, а он — внутри. Его беда подвигла его обратиться ко всем божествам, которым он служил, и результата, понятно не было. Сказал Менаше: вспоминаю я , что мой отец учил меня пасуку : «При невзгоде твоей, когда постигнут тебя все эти предсказания, в будущие времена, возвратишься ты к Г-споду, Б-гу твоему». (Дварим 4:30). Вот я взываю к нему.Если он ответит(и я спасусь) — хорошо, а если нет — все одинаковы… А ангелы служения затыкали окна небосвода, чтобы его молитва не могла подняться перед Вездесущим и говорили перед Ним: Владыко Мира , разве у человека , установившего идола в Храме , может быть тшува ?
Сказал им Святой Благословен Он: если я не приму его, тогда дверь будет закрыта перед каждым бааль тшува. Что сделал Святой Благословен Он ? Подкопал подкоп под Троном Его Славы и услышал его мольбу.(Согласно Ялкуту Шимони на Книгу Царей).
Мы выучили чудесное послание. В вопросах духовности есть правила: подобно тому, как удостаивании многих приводит к благословению и изобилию, так и наоборот, тот , кто вводит в грех многих , ему утежеляют путь в тшуву. И поэтому, когда ангелы служения увидели молитву Менаше, который установил идола в Храме — пик греха с вызовом и неуважением, и по его путям пошел весь Израиль,они сказали, что сейчас , когда он получает своё наказание , нет места для тшувы, и его молитва уже не нуждается в ответе. Святой Благословен Он , видящий сердце, видел что его тшува честная и истинная. Сказал ангелам служения: хотя вы и правы, если не принять сейчас Менаше, в будущем злое начало сможет воспрепятствовать каждому человеку в возвращении с этой претензией — сейчас уже поздно( и подобно тому ,что утверждал Ахер ( так стали называть таная р. Элиша бен Авуя, после того как он сошел с дороги Торы — прим . переводчика) , который услышал голос с небес :«возвратитесь сыновья шаловливые, кроме Ахера, который знал Мою силу и восстал на Меня» (трактат «Хагига» , 15). И также у Ахера было место для возвращения, но понятно, что его поставили перед испытанием согласно уровню его величия , «знал Мою силу» и несмотря на это «восстал на Меня».
И теперь каждый , и в каждом положении, знает, что нет вещи, которая устоит перед тшувой. Потому, что , если Менаше приняли, примут также и его, только, разумеется, при условии, что это тшува полная и из глубин и чистоты его сердца.
И может быть , поэтому (использовано) выражение «До» , поскольку говорится о ситуации под Престолом Славы, т.е. не по правилам в духовных вопросах , потому что тшува пробивает все преграды и достигает Престола Славы.
Перевод с иврита.
Рав Йосеф Брук — рош ешивы «Нетивот Олам», Бней Брак.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора обязывает нас уважительно относиться к тем, кто перешел в иудаизм. Расширенное понимание этой заповеди: следует помочь незнакомцу, заинтересованному в той или иной услуге.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Шесть облаков славы окружали народ Израиль в пустыне, четыре со всех сторон света
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
В третий раз выпущенная в окно Ноева ковчега птица не вернулась, «нашла покой», то есть — спокойное сухое место